10:00

COVID-19 против рынка страхования: новые реалии и развитие digital-технологий

  1. Интервью
COVID-19 против рынка страхования: новые реалии и развитие digital-технологий - Новости Калининграда

2020 год стал непростым периодом для экономики страны. В условиях падения реальных доходов населения из-за пандемии COVID-19, а также нестабильной геополитической и экономической ситуации интерес физических и юридических лиц к страхованию существенно снизился. Причём сокращение сборов наблюдается даже в некогда самом динамично растущем сегменте отрасли — секторе добровольного личного страхования. Пандемия показала, насколько сильно общество нуждается в цифровых технологиях и как важно страховому сообществу оперативно интегрировать стандартные бизнес-процессы в онлайн-среду. Мы поговорили о ситуации на страховом рынке с директором калининградского филиала Страхового Дома ВСК Натальей Вильдой.

— Какова в данный момент ситуация на страховом рынке в целом?

— Первый квартал 2020 года — период начала общемировой пандемии — стал действительно успешным для страховщиков. Объём страховых премий вырос приблизительно на 13% (до 426,3 млрд рублей). Замечу, что январь, февраль и март 2020 года стали самыми успешными месяцами: в первом квартале 2020 года страховые компании получили максимальный объём премий за последние 5 лет. Положительная динамика была зафиксирована во всех видах страхования, однако наибольший прирост был отмечен в секторе страхования жизни (13,6%) и страхования от несчастных случаев (14,9%).

Во втором квартале началось резкое снижение собранных страховых взносов. Так, в апреле-июне совокупный объём страховых премий снизился на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Основная причина падения страхового рынка — пандемия COVID-19, введение режима самоизоляции и действующие меры по предотвращению распространения вируса. 

Кроме того, на продажах страховых полисов серьёзно отразилось ослабление рубля по отношению к мировым валютам (доллару и евро), а также резкие изменения котировок нефти. Из-за девальвации российской валюты и роста инфляции до 4% реальные доходы населения существенно сократились, поэтому снижение объёмов страхования — это ожидаемый сценарий развития отрасли в текущей ситуации. 

— Как компания справилась с кризисом? Что было с продажами в период самоизоляции и после неё? Снизились ли они в каких-либо видах страхования? Стали ли некоторые виды страхования, наоборот, более востребованными?

— Безусловно, пандемия внесла коррективы в развитие страхового бизнеса и негативно отразилась на всей страховой отрасли. Тем не менее нашей компании удалось оперативно настроить внутренние процессы под изменяющиеся условия ведения бизнеса. С марта практически все сотрудники работали в дистанционном формате, однако это не повлияло на качество оказываемых услуг. Благодаря хорошо развитым digital-технологиям, адаптации большинства бизнес-процессов под цифровой формат, а также качественному росту онлайн-страхования клиенты нашей компании могли получить практически любые виды страховых услуг не выходя из дома или заявить страховой случай  без визита в офис.

Несмотря на полный локдаун, который случился в апреле-мае текущего года, ВСК в настоящее время входит в топ-10 страховых компаний по сборам. За 9 месяцев 2020 года объём собранных компанией в Калининградской области премий составил свыше 416 млн рублей. Это на 9% выше, чем за аналогичный период 2019 года. 

— Как вы можете оценить промежуточные итоги реформы автогражданки? Либерализация ОСАГО даёт результаты? Какие?

— Новые правила расчёта стоимости автогражданки действуют чуть более полугода, поэтому, действительно, можно подвести лишь предварительные итоги. Конечно, реформа ОСАГО — это серьёзная трансформация рынка страхования. Однако, на мой взгляд, процедура оформления обязательного полиса на протяжении как минимум последних 5 лет нуждалась в оптимизации. 

Мы считаем, что принятые изменения необходимы, так как благодаря нововведениям система расчёта стоимости ОСАГО становится понятной и открытой для каждого водителя. Расширение тарифного коридора базовой ставки, а также введение дополнительных градаций КБМ и КВС позволяют сделать тарифы максимально справедливыми и индивидуальными. 

Результаты реформы наиболее точно отражают цифры: средняя премия по ОСАГО уменьшилась почти в трети регионов страны по итогам 2020 года. Полагаю, эти цифры убедительно свидетельствуют  об успехе либерализации. 

— Цифровизация — закономерный этап развития любой сферы деятельности. Как вы оцениваете цифровизацию в страховом секторе? Подстегнула ли её развитие текущая экономическая ситуация?

— Безусловно, да. Цифровизация бизнес-процессов и перевод большинства услуг в онлайн-формат — это, на мой взгляд, основа успеха любой розничной компании сегодня. 

Цифровизация страхового сектора как части более большого финансового рынка, я думаю, находится в авангарде трансформации всего российского бизнеса. Большинство компаний переходят в онлайн, коммуницируют с клиентами через специализированные приложения, оказывают страховые услуги в digital-формате, используют электронный документооборот, проводят корпоративные собрания и встречи с бизнес-партнёрами на онлайн-платформах.  

Наша компания начала активно внедрять цифровые сервисы  ещё 4 года назад. Это помогло страховому дому показать в период всеобщего локдауна неплохие результаты. Кстати, в настоящее время ВСК участвует в государственной программе цифровизации экономики, где прорабатывается возможность создания единого цифрового финансового маркетплейса.

— Есть ли у компании планы по разработке новых цифровых продуктов для розничных клиентов?

— Оптимизация цифровой среды и модернизация онлайн-продуктов — это ключевые задачи компании, а разработка и внедрение новых технологий — важное стратегическое направление развития нашего бизнеса. 

В 2020 году Страховой Дом ВСК принял участие в конференции SAS Beyond tomorrow (18+), в рамках которой обсуждалось применение технологий искусственного интеллекта для упрощения бизнес-процессов и улучшения работы с клиентами. 

В текущем году мы сделали мобильное приложение ВСК (6+) удобнее, дополнив его новыми опциями. Основное дистанционное новшество для клиентов — изменение процедуры оформления страхового случая. Зарегистрировать страховой инцидент  можно как на месте ДТП, так и после, в более комфортном для клиента месте и в удобное время. Фото осмотра автомобиля, документы и справка о ДТП через мобильное приложение отправляются в страховую компанию, без необходимости дополнительного посещения офиса. Также у клиентов появилась возможность самому выбрать наиболее подходящую станцию для будущего ремонта. 

Кроме того, теперь в мобильном приложении "ВСК страхование" можно заявить о ДТП по каско без справки из ГИБДД. Все этапы онлайн-урегулирования по каско происходят в дистанционном формате.

Ещё одним новшеством стали сторис. В коротких материалах собраны полезные советы — например, как сэкономить на страховании, выгодно оформить ипотеку или найти управу на шумного соседа. А благодаря внедрению новой системы мониторинга сбоев мобильный сервис ВСК повысил стабильность работы с клиентами.

— И напоследок: каков ваш прогноз относительно грядущих трендов на страховом рынке?

— Думаю, что текущая ситуация усилит конкуренцию на страховом рынке, так как в настоящее время в отрасли наблюдается рост расходов на аквизицию. У компаний, имеющих в акционерах иностранный капитал, скорее всего, будет особенно сильно прослеживаться тенденция увеличения доли на страховом рынке за счёт реорганизации деятельности в форме слияний и поглощений. 

Совокупные страховые сборы в 2021 году могут увеличиться приблизительно на 4%, рынок перейдёт в стадию умеренного роста. Однако нельзя забывать, что данные прогнозы могут резко измениться: развитие ситуации на страховом рынке по-прежнему будет зависеть от распространения пандемии и снятия или продления карантинных мер.

Полагаю, из-за интереса людей к собственному здоровью, а также из-за последствий пандемии в текущем  году возрастёт популярность услуг страхования жизни и здоровья, а в особенности — в сфере телемедицины. 

Страховой Дом ВСК будет продолжать последовательную цифровизацию основных бизнес-процессов, повышать технологичность моделей управления и эффективность взаимодействия с клиентами в онлайн-среде. В ближайшее время мы планируем внедрить новую систему резервного копирования, разработанную совместно с компанией компаниями Veeam и Wiat. Разработка будет гарантированно защищать нас от потери любых данных, обеспечивать быстрое и качественное резервное копирование информации.

  • Помимо этого, мы работаем над внедрением цифрового рубля. Основное преимущество инновации — сокращение транзакционных издержек компании за счёт минимизации количества посредников при платежах. Всё это в конечном счёте станет дополнительным преимуществом для нашего клиента.

  • Страховое акционерное общество "ВСК"
  • САО "ВСК", ОГРН 1027700186062, 121552, Российская Федерация,  г. Москва, ул. Островная,  д. 4

  • Новости компаний