17:47

"Наша terra incognita — это Балткоса": калининградский географ — об открытиях и белых пятнах

  1. Интервью
На фото: Николай Белов | Фото: пресс-служба БФУ им. И. Канта
На фото: Николай Белов. Фото: пресс-служба БФУ им. И. Канта

Российские школьники обнаружили новый остров в Арктике. А есть ли белые пятна в нашей области и в далёких краях? Об этом "Клопс" пообщался с доцентом Института природопользования территориального развития и градостроительства БФУ им. Канта Николаем Беловым.

— Есть ли ещё в мире неизведанные территории и где они?

— Белые пятна существуют. Конечно, в первую очередь, это всё, что связано с арктическими и антарктическими регионами. Там ещё не до конца всё изучено, и есть место для великих географических открытий. Вторым элементом выступает тихоокеанский регион. Там есть ещё возможность назвать своим именем что-нибудь.

— Как сейчас открывают новые земли? Вряд ли ведь выходят на кораблях с подзорной трубой...

— Нет, в океан выходят океанологи, но их больше интересует водная толща Мирового океана. Для поиска новых территорий обычно используются методы, связанные с дистанционным зондированием — это спутники. Они замечают участки земли, которые на предыдущих снимках не отмечены. Так и появляются новые острова. 

— Это настоящие острова, прямо участки земли?

— Здесь бытуют разные мнения. Бывает, что это такие образования, которые периодически появляются над поверхностью воды. Несколько лет они существуют, а потом опускаются обратно вниз.

— Важно ли открывать новые земли в XXI веке?

— Если мы говорим о Северном Ледовитом океане, то подобные открытия действительно важны. Они позволяют в каких-то моментах пересмотреть зону экономической ответственности страны.

— А в Калининградской области ещё можно что-то открыть?

— У нас условная terra incognita — это Балтийская коса. Там ещё есть место для работы экспертов естественно-научных специальностей. А в целом регион у нас более чем изучен, и места для открытий здесь уже не осталось.

— Что именно можно найти на Балтийской косе?

 На Балткосе интересно всё, что связано с лесотаксационными работами (оценка вида, возраста, состояния деревьев — ред.), назовём это так. Поскольку лесничество там давно уже ликвидировано, можно уточнять ландшафты, проводить почвенные работы, геологические. Сейчас наступает момент, когда нужно заняться этими исследованиями.

— То есть, условно, можно выяснить, где и какое дерево растёт?

— Если объяснять очень просто, то да. Было бы очень интересно, чтобы в этих работах приняли участие школьники. Они могут очень сильно помочь исследователям. У нас есть Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма, они занимаются подобными вещами. Такая работа будет очень полезна и им, и нам.

— А взрослые калининградцы открывали что-нибудь в ближайшее время?

— Великих географических открытий калининградцы в последнее время не совершали. Если мы говорим о каких-то видах суши, то не хочу вас огорчить, но нет.

Российские моряки открыли в Красном море четыре новых острова.