09:58

Министр строительства и ЖКХ области Сергей Черномаз: Я бы не стал говорить о реновации в Калининграде

  1. Интервью
На фото: Сергей Черномаз | Фото: пресс-служба регионального правительства
На фото: Сергей Черномаз. Фото: пресс-служба регионального правительства

Как развиваются строительство жилья и программа газификации в регионе, готова ли область к отопительному сезону и как поменялось отношение жителей к программе капремонта. А также о точечной застройке, благоустройстве и жёстком контроле стройки онкоцентра — министр строительства и ЖКХ области Сергей Черномаз в интервью "Клопс".

— Жилищное строительство в регионе развивается в основном в Калининграде и прибрежных муниципалитетах. Планируется ли как-то активизировать восток области?

— Сейчас реализуем программы "Черняховский индустриальный парк" и "Индустриальный парк “Храброво”". Мы понимаем, что это максимально привлекает инвесторов, потому что все хотят прийти на готовую площадку и запускать производство. Рассчитываем, что платёжеспособность местных жителей, которые будут трудоустроены на этих территориях, позволит им более активно вовлекаться в процесс ипотечного кредитования. И подтянутся застройщики.

Жители аварийных домов на востоке будут переселяться. Это также стимулирует застройщиков к возведению жилого фонда в тех районах области. На востоке также очень активно продвигается программа сохранения зданий довоенной постройки, плюс там много объектов культурного наследия. Такие здания невозможно просто так снести, перестроить, в Черняховске их очень много. Фонд капитального ремонта эти дома выделяет, и они первыми попадают в программу. Граждане, которые там живут, часто не хотят переезжать. Ты исторически там живёшь, тебе нравится район, месторасположение, ты к этому месту банально привык. Сделали капремонт — ты доволен и переезжать не будешь.

— Какая сумма в этом году выделена на расселение аварийного жилья? Сколько семей расселят?

— Сейчас на территории области насчитывается 318 аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 1 января 2012 года, общей площадью жилых помещений 82,87 тыс. м², в которых проживает порядка 5,17 тыс. человек. По федеральному проекту "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда" с привлечением средств государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" с 2019 по 2024 год планируется расселить 3590 человек из 1393 жилых помещений общей площадью 55 211, 45 м². Общий объём средств программы составляет 2,4 млрд рублей.

— В целом успешно движется программа расселения авариек? Или с каждым годом число ветхих домов увеличивается?

— Прирост аварийного жилья из года в год присутствует, от этого мы не уйдём. Но почему я говорю о необходимости не отделять капремонт от аварийщиков?

Потому что часто бывает, что часть жителей хочет признать дом аварийным и не хочет жить там, а другая часть просит исключить его из программы расселения и вернуть в программу капитального ремонта.

Такие прецеденты есть в Калининграде, Черняховске, Зеленоградске. Нужно максимально учитывать мнение граждан. Одно дело — решение комиссии. Выехали, обследовали и дали заключение. А другое дело — мнение жильцов, которые хотят остаться в этом доме.

 — Обычно это пенсионеры?

— Не всегда. Есть те, кто вступил в права наследства и говорит: хороший дом ещё, если его "откапиталить", мы будем сюда приезжать на отдых. Особенно если это в Зеленоградске, в исторической части города.

Министр строительства и ЖКХ области Сергей Черномаз: Я бы не стал говорить о реновации в Калининграде - Новости Калининграда | Фото: пресс-служба регионального правительства
Фото: пресс-служба регионального правительства

— Вы упомянули программу капремонта. Как она продвигается в регионе? Исправно ли жители платят взносы?

 — Программа капитального ремонт работает с 2015 года, рассчитана до 2044-го. Ежегодно мы на это расходуем от одного до 1,5 миллиардов рублей. В эту сумму входят и сборы, и деньги, которые выделяет регион на финустойчивость регоператора. 

В целом процент собираемости сейчас около 86%. За прошлый год прирост составил 10%. Здесь два фактора. Первый: люди видят качество капитального ремонта, видят, что программа работает, и это стимулирует. Стали платить лучше, но хотелось бы, как всегда, идеала, потому что услуга по большому счёту не ресурс, когда ты можешь оспаривать показатели. Что-то вроде "вода недостаточно подогрета или отопление недостаточно качественное". Здесь надо понимать, что это капитальный ремонт, тут всё просто. Квадратура и размер платы.

— Как стимулируете неплательщиков по взносам за капремонт?

 — Во-первых, судебная практика. Огромное количество исковых заявлений подаём в судебные инстанции, чтобы получать исполнительные листы.

 — Сотни? Тысячи?

 — Порядка 60 тысяч заявлений с 2015 года, с которыми мы обратились в суды. В фонде постоянно работает горячая линия. Если у кого-то есть желание уточнить размер платы, площадь помещения, получить информацию по своему дому, чтобы сдвинуть ремонт на более ранний срок. Вся информация в фонд поступает в первую очередь от муниципальных образований. Понятно, что она не всегда корректная, есть нюансы. И если граждане располагают дополнительной информацией по своему дому, они всегда имеют право обратиться туда и передать документы, чтобы сдвинуть свой дом в очереди.

— Жители области часто обращаются по этим вопросам? Насколько активно идёт диалог?

 — Такие примеры уже есть. Это уже не один-два дома, а тысячи. Горожане предоставили документы, за что им большое спасибо. Все бумаги направляются в фонд, и он исходя из пакета документов принимает решение о дате ремонта здания. Даже не фонд, а программа.

— То есть мы можем говорить о том, что искусственный интеллект принимает решения по очерёдности домов в программе капремонта?

 — В определённой степени да. Мы минимизируем человеческий фактор при принятии тех или иных решений. Загружается документ, и исходя из анализа представленных данных программа выдаёт очерёдность дома. Чем больше информации, тем быстрее будет принято решение и тем больше вероятность, что дом сдвинется на более ранний срок.

— Назовите объём финансирования программы, количество зданий, которые будут отремонтированы по программе в этом году?

 — Ежегодно мы приводим в порядок порядка 600 домов. В этом году потратим около 1,3–1,4 миллиарда рублей. Всего домов в программе около 15 тысяч, они признаны аварийными до 2012 года. Теперь новую программу запустили с расселением до 2025 года. 

— В регионе сокращаются темпы строительства нового жилья, объёмы ввода не достигли уровня рекордного 2015 года. Чем можно объяснить такую динамику?

 — С 2015 по 2018 год у нас был строительный бум, сейчас темпы ввода чуть ниже. По большому счёту какой-то критической ситуации мы не видим. Объясню почему. 

Тот строительный бум абсолютно понятен, это был пик ипотечного кредитования. Мы выходили на новые темпы строительства, новые темпы ввода жилья. Сейчас, к счастью, мы не видим снижения объёмов ипотечного кредитования. Люди продолжают пользоваться ипотекой, и все основные стройки Калининградской области как жили, как и живут.

Я бы это назвал переходным периодом в связи с изменением правил в долевом строительстве и поправками в ФЗ №214. Идёт трансформация строительной отрасли с точки зрения перехода к проектному финансированию, эскроу-счетам и банковскому сопровождению жилищного строительства. Ряд компаний выбирает для себя наиболее оптимальные способы строительства и ввода объектов в эксплуатацию, чтобы минимизировать расходы.

Другой момент. Те, кто имеет готовность свыше 30% и не менее 10% договоров долевого участия, имеют право до конца текущего года работать по смешанной схеме — и по эскроу-счетам, и по долевому строительству привлекать деньги клиентов. Тем самым они продолжают жизнь по правилам игры, которые были до 1 июля 2019 года. По большому счёту это за 90% домов, которые сейчас строятся, но мы понимаем, что через несколько месяцев они будут введены в эксплуатацию. Вернёмся к темпам строительства, которые мы показывали в прошлых годах.

Министр строительства и ЖКХ области Сергей Черномаз: Я бы не стал говорить о реновации в Калининграде - Новости Калининграда | Фото: пресс-служба регионального правительства
Фото: пресс-служба регионального правительства

На протяжении последних нескольких лет Калининградская область занимает третье место по вводу жилья в Северо-Западном федеральном округе. Регион также вошёл в пятёрку лидеров России по вводу жилья на одного человека в год. В 2019-м на территории Калининградской области планируется ввести в эксплуатацию 940 тыс. кв. м жилья. За январь — июнь 2019 года организациями всех форм собственности введены в эксплуатацию 722 дома на 5063 квартиры общей площадью 353 тыс. кв. м.

В рамках регионального проекта "Жильё" на территории Калининградской области в 2019–2024 годах планируется ввести 7017 тыс. кв. м, из них многоквартирные дома — 4905 тыс. кв. м и индивидуальное жилищное строительство — 2112 тыс. кв. м. 

— Кстати, о ФЗ-214. Калининградские компании уже переходят на эскроу? Сколько таких фирм в регионе?

— Пока у нас одна компания получила проектное финансирование и будет в чистом виде работать по эскроу-счетам. Оставшаяся часть застройщиков думает, выходить ли им в проектное финансирование или же всё-таки работать за свой счёт.

— В предыдущие годы и застройщики, и представители власти говорили об ипотечном буме. Продолжается ли рост спроса на такие займы?

— Снижения количества ипотечных кредитов не наблюдается. Пока даже прирастаем, если сравнивать 2018 год с первым полугодием 2019-го. Плюс ко всему по нацпроекту "Жильё и городская среда" заложены показатели, к которым также стремятся приблизиться и кредитные организации. К 2024 году ипотечный заём не должен превышать 8%.

— Сколько в области программ помощи в получении ипотечного займа? Пользуются ли они спросом?

 — У нас есть направления для разных групп населения и с разным финансированием — федеральным, областным, из местных бюджетов. Основные программы — "Молодая семья", "Льготная ипотека", "Семейная ипотека", ипотека молодым врачам и учителям. 

В зависимости от категории граждан размер социальной поддержки варьируется. Семьи, которые в 2018–2019 годах родили первенца, могут рассчитывать на софинансирование процентной ставки по ипотечному кредиту. К каждому индивидуальный подход. То есть люди обращаются, а мы смотрим, как подобрать максимально комфортные условия. В общей сложности у нас порядка 300 мер поддержки в зависимости от каждой категории.

 — Если в цифрах? Сколько семей получили помощь? Какой объём средств был выделен на эти программы?

— За прошлый год жилищные условия с получением различных мер поддержки улучшили более 300 семей. Самый широкий охват категорий граждан по льготной ипотеке — обеспеченные меньше учётной нормы, имеющие детей, ветераны и инвалиды, педагоги и медики старше 35 лет, вынужденные и добровольные переселенцы и другие. 

В ипотечном кредитовании в 2018 году наблюдался бум активности клиентов, который начался в 2017-м, когда в Калининградской области было выдано без малого 7,4 тыс. ипотечных жилищных кредитов (ИЖК) на общую сумму более 12 миллиардов рублей. За 2018 год кредитными организациями выдано более 10 тысяч кредитов (142% от итоговых значений 2017 года) общей суммой 18,9 миллиарда рублей. За первый квартал 2019 года жители региона получили свыше 2,3 тысячи кредитов (112% от аналогичного периода 2018 года) на общую сумму 4,2 миллиарда рублей (116% к первому кварталу 2018 года).

— Сейчас широко обсуждается возможность реновации, в том числе и в Калининграде — снос старых многоэтажек и строительство комфортного жилья. Возможна ли реновация в регионе и если да, то когда ожидать её начала?

— Я бы не стал глубоко обсуждать программу реновации в Калининграде, потому что у нас нестандартные подходы к капитальному ремонту. Нашу практику приезжали изучать из Свердловска, Нижегородской области. С Ленинградской областью уже подписано соглашение о сотрудничестве именно по направлениям водоканала и капитального ремонта. Мы с большим вниманием подходим к исторической среде, к историческому облику, к архитектурной концепции.

В принятии решений по фасадам в каждом населённом пункте у нас проходит масса согласований — начиная от главного архитектора области и заканчивая архитектурным сообществом, при необходимости выносим тему на обсуждение в Общественную палату региона. Как пример — посёлок Железнодорожный. Формально это капитальный ремонт. Но не просто покраска фасадов. Мы комплексно решили вопрос с газификацией, электроснабжением, восстановлением архитектурного облика, разработали архитектурную концепцию, вынесли её на общественное обсуждение. Звучит "капитальный ремонт", а по факту это ревитализация жилого массива, в том числе общественного пространства.

Министр строительства и ЖКХ области Сергей Черномаз: Я бы не стал говорить о реновации в Калининграде - Новости Калининграда | Фото: пресс-служба регионального правительства
Фото: пресс-служба регионального правительства

Ревитализация — это та же новая жизнь, а не на месте пятиэтажки построить девятиэтажку с более комфортными условиями. Хотелось бы сохранить существующую этажность домов в Калининграде, чтобы историческая часть города такой и осталась.

Мы неоднократно обсуждали вопрос о том, чтобы минимизировать точечную застройку, минимизировать появление жилых комплексов, при строительстве которых идёт дополнительная нагрузка на инфраструктуру. Постоянно проводим совещания с застройщиками, чтобы они предоставляли максимально исчерпывающую информацию об их планах на пятилетку. По ряду причин, известных только им, они не всегда хотят выстраивать с нами диалог с точки зрения предоставления полного объёма информации. Это коммерческая история, у каждого застройщика есть свои планы, и, возможно, абсолютно оправданно это их нежелание.

— А что с ограничением этажности? Были случаи, когда застройщики превышали нормы разрешений и затем через суд узаконивали нелегально надстроенные помещения?

— Мы уходим в цифру, мы минимизируем контакты с любой разрешительной документацией. Всё, что касается попыток "узакониваний", — уже вопрос к строителям, что ими двигает, когда пытаются увеличить этажность и так далее. Понятно, что это коммерциализация процесса: из минимального клочка земли вытянуть "максималочку". Но я знаю, что агентство по градостроению готово через суд обязывать демонтировать надстроенные этажи. И такие примеры в городе уже есть.

— Вернёмся к точечной застройке. Насколько удалось сократить её за последние годы?

— Она была не только в Калининграде, но и в других городах. Когда полномочия по выдаче всех разрешений были переданы в Агентство по архитектуре, общая градостроительная политика сосредоточилась в одних руках. Это привело к минимизации точечной застройки, хаотичной застройки, соблюдению регламентов.

— И раз речь зашла о Железнодорожном. Многие критикуют проект работ, говоря о том, что он портит исторический облик посёлка...

— Мы проводили не так давно слушания в Общественной палате. Я не историк, не архитектор. В первую очередь я житель Калининградской области. Когда приехал в Железнодорожный, первое, что захотелось, — благоустроить его, привести в порядок. Необходимо было там запустить программу капитального ремонта. Когда мы начали по поручению губернатора разрабатывать концепцию посёлка, привлекли несколько архитекторов, высказавших мнение о том, как это будет выглядеть. Но когда мы подходим исключительно с точки зрения архитектуры, исторического облика, концепции, это не всегда устраивает жителей, которые платят за капитальный ремонт, за содержание своего имущества. И полностью лишать людей права решать, как будет выглядеть посёлок, в котором они живут, было бы не совсем корректно.

Поэтому, естественно, архитектурный облик разрабатываем в диалоге с жителями. Конечно, стараемся учитывать мнение архитекторов. Но в первую очередь мы хотим улучшить качество жизни людей.

Есть такое выражение у архитекторов и историков: это будет нечестно по отношению к объектам культурного наследия. Граждане говорят: это будет честно по отношению к объекту, но нечестно по отношению к нам, а мы тут живём.

Всегда будут активные обсуждения, когда мы подходим комплексно к какому-то решению. Не всегда нравится "Янтарьэнерго", что мы просим их перенести сети. Не всегда нравится "Калининградгазификации", что надо перенести трубы с фасадов. Нестандартные решения всегда даются сложно. А в данном случае весь посёлок Железнодорожный — нестандартное решение. Там мы внедряем концепцию "Чистое небо". В регион она только приходит.

— Каким образом она будет реализована?

— Максимальное количество инженерных коммуникаций, сетей электроснабжения, освещения мы убираем в грунт.

— Кстати, почему выбрали именно Железнодорожный? Таково решение губернатора? 

— На самом деле несколько вариантов предлагали Антону Андреевичу. Но с точки зрения готовности, наличия исторических фотографий и справок больше всего данных именно по Железнодорожному. Это открыточные виды, сплошная селфи-зона, как принято сейчас говорить. В посёлке много видовых точек, интересный ландшафт.

Мы понимаем, что, если не начнём сейчас, через несколько лет там нечего будет спасать. И чтобы не допустить перевод зданий в категорию аварийного жилья, запустили ускоренную программу капитального ремонта.

— Комплексный подход к Железнодорожному — первый в регионе. Планируется ли тиражировать этот опыт?

— Когда все главы посёлков увидели, что возможно в Железнодорожном, заинтересовались. Идёт разработка комплексных концепций для нескольких посёлков Калининградской области, которые мы сможем включать в туристические маршруты. Есть интересные поселения в Нестеровском, Славском, Черняховском, Правдинском городских округах. Посёлок Ясное есть в этом списке. Предварительные материалы я уже видел, разрабатываем концепцию. Сложность в том, что в таких населённых пунктах приходится синхронизировать пять-шесть региональных программ. А это каждый раз бюджеты, проекты, сметы, новые подрядчики, разные институты. И мы все зарегулированы федеральным законом. Кто когда из подрядчиков выйдет, определится, не возникнет ли риск отмены закупочных процедур или придётся проводить торги повторно — всё это нужно учитывать. Такие глобальные проекты всегда даются сложно. На своём энтузиазме и молодости я за это ещё берусь и тяну, но скажу честно, что это всё непросто.

— Калининград по капремонту стал одним из передовых регионов. Выходит, мы пример для других областей страны?

— На ассоциации региональных операторов капремонта в Москве, на совещаниях Фонда по реформированию ЖКХ я постоянно слышу о нашем Ленинском проспекте. Это уже как имя нарицательное: все субъекты спрашивают. Многие руководители региональных операторов приезжали сюда, чтобы на него посмотреть. Как изменить структуру, крыши поднять, как меняется облик улицы. Особенно если с них убрать провода и рекламные растяжки. И спасибо городу, что убрали с улиц рекламу.

Министр строительства и ЖКХ области Сергей Черномаз: Я бы не стал говорить о реновации в Калининграде - Новости Калининграда | Фото: пресс-служба регионального правительства
Фото: пресс-служба регионального правительства

— Один дом отказался...

— Да. Его можно назвать памятником человеческому упрямству. Но всё меняется. Те, кто был в Калининграде несколько лет назад, сегодня не узнают его. Очень много иногородних приобретают жильё в Калининградской области и хотят здесь жить, а это значит, что люди оценили по достоинству ту работу, которая была здесь проведена.

— Гендиректор "Артели" отметил жёсткий контроль со стороны губернатора Алиханова и его команды.

— В принципе, у нас все стройки находятся так или иначе в одном режиме контроля. На объектах, которые финансируются с привлечением федеральных денежных средств, в обязательном порядке организована онлайн-трансляция, предоставляется ежедневная отчётная информация. На титульных объектах всегда идёт банковское сопровождение. Конечно же, мы понимаем необходимость строительства онкологического центра, следим за ним в ежедневном режиме, в скором времени установим контроль на пропускном пункте — то есть каждый, кто придёт на стройку, будет персонифицирован. Это дисциплинирует строителей на объекте.

— Какова доля калининградских подрядчиков на этой стройке в Родниках?

— На двух блоках — силы "Артели", на трёх работают полностью калининградские подрядчики. Квалифицированной рабочей силы у нас хватает. И когда на большие проекты выходят иногородние подрядчики, они всё равно привлекают калининградские строительные компании. Изначально "Артель" работала исключительно собственными силами и допустила отставание от графика. Когда привлекли силы калининградских подрядчиков, почти наверстали отставание. 

— Говорилось о том, что отставание возникло в том числе и из-за нехватки стройматериалов. Насколько остро стоит эта проблема? Недавно сообщалось, что строителям снова не хватило цемента.

— По поводу цемента я всегда говорил и буду говорить, что это вопрос планирования своей деятельности. Мы уже разговаривали и с РЖД, и с нашими белорусскими коллегами, которые осуществляют поставки в Калининградскую область. Если за неделю приходит заявка, её не всегда возможно выполнить — надо спланировать логистику. Если сделать то же самое за месяц, перебоев не будет.

В случае "Артели" сложность поставки материалов была продиктована не их отсутствием в регионе, а нежеланием ряда региональных поставщиков работать с расширенным банковским сопровождением из-за сложностей в оформлении документов. Московские поставщики, которые привыкли к таким требованиям, привезли нужный материал.

— Насколько эффективен жёсткий надзор за крупными строительными объектами? Как сказал вышеупомянутый директор "Артели", "губернатор и его команда нас порвут, если не уложимся в срок".

— Безусловно, контроль даёт свои плоды. Здесь два момента. У нас очень жёстко зарегулированы отношения с точки зрения освоения денежных средств из федерального бюджета. Постоянный контроль позволяет максимально чётко, быстро реагировать на какие-то сложности в строительном процессе. Где-то нужно дополнительное согласование получить, где-то какой-то неучтённый материал, допустим, появился. Если провести раз в месяц совещание, можно упустить моменты, на которые ты мог отреагировать недели три назад.

— Про бюджетные проекты. Насколько выполняется программа газификации региона?

— Все муниципальные образования обеспечены распределительными газопроводами. Газификация всей области составляет более 68%. В бюджете на 2019–2020 годы и плановый период 2021-го — начало строительства работ в Черняховске, Озёрске. В Черняховске — два объекта, три объекта в Гурьевске, три в Калининграде. Также идёт газификация в Железнодорожном, в Нестерове, в Гусеве.

Все объекты, которые необходимо было начать в текущем году, мы отторговали, кроме Черняховска. Там доторговываем, потому что сформировали экономию. И в Гурьевске три объекта, думаю, с конца августа — в начале сентября будем иметь подрядчиков. После реализации всех мероприятий уровень общей газификации региона составит более 70%. ПАО "Газпром" разрабатывает проектную документацию на строительство межпоселковых газопроводов. Мы — документацию на внутрипоселковые газопроводы. До 2024 года совместными усилиями будем продолжать это направление.

— Губернатор в своём Instagram недавно написал о планах на многострадальный газопровод в Балтийске...

— Реализация объекта началась в 2012 году, в 2014-м подрядчик обанкротился. Мы заказали обследование у специализированной организации, но для этого потребовалось оборудование для внутритрубной диагностики. Контракт был расторгнут в связи с отказом подрядчика от выполнения работ. Информацию о торгах опубликовали повторно, но апелляционный суд вынес решение о восстановлении предыдущего подрядчика, впоследствии он всё равно от работ отказался.

В ближайшее время мы объявим повторные торги на внутритрубную диагностику этого газопровода.Такой объект в области строится впервые. А внутритрубная диагностика — это, так сказать, штучный товар на территории РФ. К сожалению, такого оборудования нет в Калининградской области. Рассчитываем, что всё-таки появится подрядчик, который будет им располагать, проведёт все обследования и напишет нам рекомендации по завершению объекта.

— Услуга подключения к газопроводу для жителей посёлков по-прежнему останется платной?

— Это услуга и использующееся оборудование, к сожалению, не дешёвые. Так или иначе, это частная собственность. Была бы возможность каким-то образом предусмотреть капвложения в неё, наверное, уже все регионы к этому бы пришли. Но бюджетный процесс так построен, что вложить средства в частную собственность мы не имеем права. Доводим трубы до границы, дальше жителям приходится самим вкладываться, чтобы газифицировать свой дом. 

— О топливе. Готов ли регион к отопительному сезону? Расплатились ли муниципалитеты и жители региона с долгами?

— С мая приступили к подготовке к отопительному сезону. Все объекты уже в активной фазе работ. Сейчас мы проводим последние ревизии с точки зрения объёма проведённого капитального ремонта. 

По долгам за 2018–2019 годы задолженность по газу минимальна — порядка пяти миллионов рублей. За уголь каменный — около 100 миллионов рублей. Муниципальные образования нельзя подводить под некую общую черту по поводу задолженности населения. Каждое имеет свою историю, специфику. Где-то изначально ресурс дорогой, и мы понимаем, что нужно продолжать работать по переходу от угля/мазута на природный газ. Субсидирование муниципальных теплоснабжающих компаний тоже никто не отменял. Постоянно оказываем финансовую поддержку муниципалитетам и работаем по повышению финансовой дисциплины населения.

— Продолжается переход от угольных котельных на газовые, когда планируется закрыть этот вопрос?

— Здесь два пути. Первый — привлечение инвесторов к концессии. Как в Черняховске, Правдинске, где с угля и мазута уходим в газовую генерацию. Второй путь — за счёт бюджета. Мы включаем котельную в свою программу, реализуем торги, вводим в эксплуатацию и передаём на баланс компании, которая в этом муниципальном образовании работает.

В Правдинске у нас в этом году закрывается две угольные котельные и одна работавшая на древесной щепе. Что касается перевода угольных котельных — несколько проектов в данный момент находятся на экспертизе, в том числе в Калининграде. В Багратионовске на следующий отопительный сезон также планируем отойти от угольных котельных в нескольких посёлках, что позволит и экологическую обстановку улучшить, и качество ресурса повысить. Ну и стоимость самого ресурса как минимум сохранить на нынешнем уровне. Потому что газ — это регулируемый ресурс, а уголь и мазут — нет.

— На портале госзакупок регулярно появляются тендеры на благоустройство городов: Черняховска, Советска, Зеленоградска — и посёлков. Сколько средств расходуется на программу по улучшению городской среды?

— На этот год у нас планируется минимум 58 дворовых и порядка десяти общественных территорий. Закупочные процедуры проведены по ряду муниципальных образований, многие проекты уже завершены. В муниципалитетах, где сформировалась экономия по торгам, до конца августа будут контракты с подрядчиками. Это даст возможность увеличить количество дворовых территорий, которые мы можем благоустроить за счёт общего бюджета, выделенного на 2019 год. Также у каждого муниципального образования есть своя программа по благоустройству территории и наша программа конкретных дел.

— Кто отличился и заслужил похвалу?

— Багратионовск молодец — быстро начал, хорошо закончил. Есть позитивные эмоции от жителей: благоустройство шло сразу комплексно. Интересно, как будет реализована концепция в Гусеве. Хороший проект, срок завершения — конец 2019 года. На центральной площади убирают все воздушные линии, город приобретает другой вид. В Зеленоградске преображают две площади и улицу Ленина. В федеральном конкурсе малых городов 2019 года победили Багратионовск, Черняховск, Правдинск. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация по тем концепциям, которые они защитили. В следующем году приступим к реализации планов.