Интервью
Автор: Сергей Юрьев
10.08.2015
18:15

Электронная запись к врачу не зависит от чиновничьих барьеров и экономит время пациента

На вопросы Клопс.Ru ответил начальник отдела информационных технологий регионального министерства здравоохранения Михаил Литвинов.
 
- С 2013 года в регионе работает медицинская информационная система «БАРС. Здравоохранение», позволяющая записаться на прием к врачу в электронном виде. Какие можно подвести предварительные итоги ее работы?
 
- Электронная запись к врачу – самый демократичный вид записи, она не зависит от чиновничьих барьеров, отсекает человека от регистратуры, а значит – от очередей, экономит его время. И  избавляет пациентов от необходимости посещения амбулаторного учреждения для записи, другими словами – от действий, несвязанных с оказанием  медицинской помощи. За полгода через интернет и электронный инфокиоск к врачам записалось более 1 миллиона человек, при этом по техническим причинам система не работала всего 4 часа 25 минут.

- Сколько учреждений здравоохранения работают в системе «БАРС. Здравоохранение»?

- По итогам 2014 года в системе работает 61 учреждение, почти три тысячи сотрудников. Система дает возможность записаться на прием к врачу в электронном виде через региональный портал medreg.gov39.ru

- Что для этого необходимо сделать?

- Человек должен быть прикреплен к поликлинике и иметь действующий полис ОМС. Для того чтобы войти в систему, необходимо ввести номер паспорта и 16-значный номер полиса. Если все данные верны, система автоматически определит, к какому учреждению вы прикреплены и кто ваш участковый терапевт, покажет номер его кабинета и календарь для записи. Заходим, смотрим, где активное число. Выбираем время, нажимаем «записаться» и все.  Запись к врачу появляется в 21 час на 7 дней вперед.  В системе есть раздел «Личный кабинет». С его помощью можно отказаться от записи к врачу, если, например, изменились планы
 
- В течение какого времени можно отказаться от записи?

- По-хорошему – за сутки, чтобы врач не сидел и не ждал пациента, но допускается даже за 15 минут до начала приема. Это несложно – нажать на одну кнопку. К сожалению, каждый шестой записавшийся не приходит на прием, это 15% - очень много, и придется принимать меры.

- Создавать «черные списки» пациентов?

- Да. Можно лишить человека на определенный срок  возможности самостоятельно записываться к врачу. Остается возможность записаться только через регистратуру или по телефону.

- С 11 июня введены Временные правила организации записи на прием к врачу. Что это означает для пациентов?

- С этого времени ограничена самостоятельная электронная запись пациентов к специалистам дефицитных узких специальностей. Для каждого учреждения это могут быть разные врачи: где-то в дефиците невролог, где-то онколог. Поэтому предлагается записываться через участкового врача (тоже по интернету или с помощью инфокиоска), либо при наличии карты диспансерного учета - для хронических больных - записываться к такому специалисту через регистратуру.

- Почему?

- Мы открыли электронную запись ко всем врачам, но спустя некоторое время заметили, что врачи начали работать неэффективно. Причин этому много. Давайте рассмотрим случай: у вас заболело плечо. К какому врачу необходимо обратиться?

- К хирургу, наверное.

- А может быть, к неврологу. Определить, к какому врачу необходимо обратиться, пациент зачастую не может, в результате записывается не к тому специалисту. Приходит к хирургу, а тот говорит: вам к другому врачу, к неврологу - это не мой профиль, я не могу оказать вам помощь. В результате растет неудовлетворенность пациента и неэффективность работы узкого специалиста. Чтобы избежать подобных ситуаций, законодательством предусмотрено, чтобы пациенты записывались на прием через участковых врачей.

Участковый терапевт – ваш основной лечащий  врач. Он принимает, назначает лечение. Если его квалификации  не хватает, то он направляет дальше - к узкому специалисту. Перед этим он направляет пациента на анализы, на лабораторные или диагностические исследования. Узкий специалист на основании результатов анализов и исследований уточняет диагноз и назначает лечение. Это очень важно – идти к узкому специалисту с результатами исследований. Кардиолог не примет вас без результатов ЭКГ, у него просто нет предмета для обследования.

- Как происходит направление на анализы и исследования?

- Анализы – по живой очереди, так как лабораторное оборудование не подключено к системе. Время и место проведения дополнительных исследований определяется в системе, например, проведение флюорографии.

- Это про прием в районных поликлиниках. А как записаться на прием в специализированные медучреждения: кожно-венерологический или наркологический диспансер?

- По аналогичной схеме. Введя свои данные  на портале, система автоматически предоставит вам все доступные для вас специализированные учреждения. Вы выбираете дерматолога, система показывает, когда есть запись на прием к этому специалисту.

Отдельный вопрос – запись к специалистам областных медорганизаций. Если в поликлинике не могут решить вопрос, участковый терапевт может направить пациента в областную больницу, где есть необходимый врач. Он сам записывает больного на прием с помощью системы. В итоге нет необходимости, как раньше, ехать из Славска или Краснознаменска в Калининград за талоном на прием.

- С какими проблемами сталкивается министерство здравоохранения при функционировании электронной записи?

- В Калининграде есть ведомственные медучреждения с прикрепленным населением. Например, поликлиника УМВД, больница РЖД, госпиталь Балтийского флота. В эти больницы можно записаться только в порядке очереди или по телефону. Проблемы возникают, когда их пациентам необходима консультация врача областного медучреждения, например, областной больницы. Системы нет, пациентов не могут направить туда – талоны к узким специалистам разбираются медицинскими организациями государственной системы здравоохранения для направления своих прикрепленных пациентов.

- Что делать в таком случае?

- Устанавливать систему "БАРС. Здравоохранение". Ведомственные учреждения уже сейчас не могут качественно работать. Например, все учреждения, работающие в системе, каждые 10 дней получают данные из Пенсионного фонда по льготникам. А ведомственные их не получают, они не знают своих льготников, которые хотят отказаться от льготы в пользу денежной компенсации, не видят, какие лекарства находятся на складе, для того чтобы обеспечивать льготные категории прикрепленных к ним граждан лекарствами (это инвалиды или диабетики). В результате врачи не могут выписать рецепты, а это в очередной раз – недовольство граждан.