В Калининграде родители нашли мёртвым сына-девятиклассника. У мальчика был пакет на голове. Рядом с телом лежал газовый баллончик. Что должно насторожить мам и пап подростков и почему запрещённые вещества могут вызывать интерес у детей? Об этом мы спросили калининградского клинического психолога Наталью Крылову.
В поисках новых ощущений
В подростковом возрасте мы ищем новые ощущения. Сексуальные, чувственные и другие. И часто начинаем экспериментировать с изменением сознания, открывая никотин, алкоголь и другие наркотики.
К сожалению, подросткам есть из чего выбирать — сегодня рынок предлагает им много самых разных веществ и препаратов. Непрофессионалу определить клинические проявления их приёма трудно.
Поэтому я всегда говорю родителям: если вы видите, что ваш ребёнок неадекватен, если он ведёт себя странно, если он странно изменился и при всём при этом от него не пахнет алкоголем, обратитесь вместе с ним в областной наркодиспансер. Это самый надёжный путь.
У нас есть кабинет раннего выявления для детей и подростков, врач психиатр–нарколог по обслуживанию детского населения, профессиональные психологи, давно работающие в теме детской наркологии. Они смогут определить то, что ваш ребёнок всеми силами будет от вас скрывать. У нас есть эффективные психологические техники, с помощью которых мы можем установить более доверительный контакт с вашим ребёнком.
В конце концов у нас есть медицинская экспертиза. Можно сдать кровь и мочу и получить точный ответ на вопрос, употребляет ваш ребёнок наркотики или нет. Современные технологии позволяют это определить даже при разовом приёме психоактивных веществ.
Семейная система
Понятно, что далеко не все подростки на предложение родителей посетить наркологический диспансер ответят: “О! Сходить к наркологу? Отлично! С удовольствием! Когда идём? Завтра?” Здесь, конечно, вопрос вашего родительского таланта. Или вашей родительской хитрости.
Но если ребёнок отказывается, идёт на конфликт с вами, лишь бы только не ходить к врачу-наркологу, значит, что что-то не так в… вашей семейной системе. Что-то в ней нарушено, что-то в ней не работает или работает не так.
Кстати, нарушения в семейной системе, а семья — это тоже система, часто провоцируют подростка на употребление наркотиков. Именно с её изучения начнёт свою работу профессиональный медицинский психолог, если подтвердится факт употребления вашим ребёнком наркотиков. Именно он сможет вам подсказать, какие родительские уловки, какие стратегии родительских поощрений и наказаний будут эффективно работать в вашем конкретном случае.
Группа повышенного внимания
У нас есть такое понятие, как психологическая готовность к употреблению психоактивных веществ. Она формируется сотнями разных факторов. Это и отношения в семье, и генетическая предрасположенность, и отношение к наркотикам в обществе.
С генетикой — всё понятно. Если в семье кто-то злоупотреблял или злоупотребляет алкоголем или другими психоактивными веществами, то есть вероятность, что ребёнок тоже будет употреблять. В этом случае, как сейчас говорят специалисты, ребёнок входит в группу повышенного внимания.
Иногда употребление психоактивных веществ — протест ребёнка против какого-то семейного воздействия. Например, против давления или агрессии. Или наоборот — против родительской отчуждённости и отстранённости.
В последнем случае принцип простой: меня хвалят — я существую, меня ругают — я существую. Но если меня не замечают, значит, меня нет. Значит, мне надо привлечь к себе внимание. Например, напугать родителей тем, что я начал употреблять наркотики.
Пропаганда или инструкция
Недавно я совершенно случайно посмотрела музыкальную передачу по одному из наших телевизионных каналов. Это был этакий телевизионный выпускной бал. Выступали современные исполнители, отобранные за два месяца до мероприятия путём голосования самими выпускниками. Я смотрела эту передачу с карандашом и бумагой в руках.
В 85 процентах текстов исполнителей есть или пропаганда наркотиков, или инструкция по их употреблению.
Точно процитировать сейчас не смогу, но вот фраза из одной такой песни: “Девочка, танцуй, всё пройдёт так скоро, разгоняй тоску — он того не стоит, выжигай свои чувства крепким алкоголем”. Это ли не прямая инструкция по употреблению психоактивных веществ?
Юридически алкоголь наркотиком не считается. Но с медицинской точки зрения — самое что ни на есть психоактивное вещество. Со всем стандартным набором из привыкания, разрушения личности и так далее. Если б алкоголь изобрели сегодня, его бы запретили.
Родительская любовь как ошибка
Получив подтверждение, что их ребёнок употребляет или употребил наркотики, родители часто впадают в панику и начинают совершать ошибки, усложняя и без того непростую ситуацию: ограничивают его контакты, запрещают общаться с “плохими” сверстниками, не пускают гулять и так далее. Это очень распространённая ошибка.
Мы все совершаем ошибки. У ребёнка тоже есть право на ошибку. Может быть, у него просто была ситуация, когда он не смог сказать “нет”? Потому что у него нет жизненного опыта, потому что он ещё просто не умеет говорить “нет”.
Я всегда повторяю: устанавливайте эмоциональный контакт с ребёнком, он должен вам доверять. Конечно, подросток не придёт к своим родителям с вопросом: “Хочу попробовать наркотики, что вы по этому поводу думаете?” Но если у вас есть хороший эмоциональный контакт с ребёнком, он может поделиться с вами за завтраком новостью, которую прочитал в интернете и которая его заинтересовала. Например, о том, что где-то марихуаной лечат сердечные заболевания. И вот тут-то уже вам пора насторожиться: у ребёнка есть интерес к наркотикам. К сожалению, мой опыт говорит, что только процентов пять калининградских родителей могут грамотно поговорить со своими детьми о наркотиках.
Взрослая жизнь наших детей
Несколько лет назад в Северо-Западном федеральном округе провели анонимный опрос среди девятиклассников. Помимо всего прочего им предложили ответить на вопрос, зачем они употребляют наркотики. Один из наиболее массовых ответов — снять стресс, избавиться от тревоги.
Наши дети учатся у нас всему, и хорошему, и плохому. Если родитель, придя с работы, лечит свои неприятности стаканом алкоголя, который помогает ему изменить своё отношение к проблемам, то ребёнок таким обучается так же решать свои проблемы.
Если мы посмотрим на взрослую жизнь глазами ребёнка, то увидим, что алкоголь и наркотики — это прерогатива взрослых. А дети хотят быть взрослыми. Они хотят жить той взрослой жизнью, какую себе представляют. Они хотят выглядеть взрослее и опытнее. Это было всегда. Вспомните себя в их возрасте. Тогда вам легче будет понять, как непросто им жить…