Золотое время для физиков: выпускники БФУ им. И. Канта востребованы на ведущих наукоёмких предприятиях региона и страны   - Новости Калининграда

В БФУ им. И. Канта формируется новый научно-образовательный кластер — Институт высоких технологий, а в инновационном парке «Фабрика» работает несколько лабораторий, которые занимаются уникальными разработками. Наряду с учёными — докторами и кандидатами наук — здесь трудятся бакалавры и магистры вуза. Эта уникальная возможность предоставляется студентам направления «Прикладная физика наукоёмких производств».

Зоя Григорьева, 1-й курс магистратуры:

«БФУ даёт возможность развиваться, особенно если ты хочешь построить карьеру в науке. Я знала про это, поэтому пришла учиться сюда. Пока училась на бакалавриате, работала в лаборатории магнитных материалов. Хочу стать учёным, в БФУ это совершенно возможно!»

Перед физиками сегодня открываются многие двери — я это сама вижу, потому что каждый день получаю сообщения на электронную почту о том, что есть возможность создать какой-либо проект по импортозамещению, а на это предоставляется финансирование. И мы уже участвуем в подобных разработках

Артём Игнатов, 2-й курс магистратуры:

«Поступал на это направление в БФУ им. И. Канта осознанно, прикладная физика всегда мне нравилась: интересно узнавать, как работает природа, проводить опыты, ставить эксперименты, изучать, исследовать. В лаборатории работаю со второго курса бакалавриата. Проходил практику и остался. Писал здесь бакалаврский диплом, сейчас пишу магистерскую диссертацию. Собираюсь связать будущее с наукой — поступать в аспирантуру. Занимаюсь тем, что мне нравится, а там, может, дойдёт и до того, что стану академиком».

Мария Воеводина, 3-й курс аспирантуры:

«Я училась в Калининграде в школе №25, и у меня были замечательные преподаватели по физике — мне рассказали, что это классная и востребованная профессия, что российские специалисты-физики ценятся во всём мире. Уже во время учёбы в БФУ я узнала про инновационный парк “Фабрика” с замечательным, совершенно уникальным оборудованием. На четвёртом курсе бакалавриата пришла в лабораторию, меня сразу ввели в курс дела, мы вместе делали эксперименты, и меня “затянуло”».

Это здорово, когда всё, о чём ты читал в книжках и о чём тебе рассказывали в университете, можно изучать на практике, получать результаты, которых ещё никто до тебя не получал, и публиковаться в научных журналах. Это просто вау!

Но не только наука — будущее выпускников направления «Техническая физика» по профилю «Прикладная физика наукоёмких производств». Специальность была создана для подготовки студентов, которые после окончания вуза планируют работать в наукоёмких отраслях реального сектора экономики — это ракетостроение, авиастроение, двигателестроение и т.п.

Выпускники — буквально нарасхват, их ждут на ведущих предприятиях региона и страны.

«Мы готовим специалистов, обладающих фундаментальными знаниями по физике, хорошо знающих математику, умеющих заниматься и решать задачи проектирования от разработки до внедрения, — рассказывает заведующий лаборатории физического материаловедения БФУ им. И. Канта, доктор физико-математических наук, профессор, ведущий преподаватель по образовательной программе Валерий Савин. — Наши выпускники не просто востребованы, но и имеют широкий выбор возможностей: от прикладной науки до администрирования инноваций и управления предприятием. Конечно, не сразу, но их шансы существенно выше по сравнению с выпускниками других образовательных программ».

В Калининградской области отправной точкой для появления образовательной программы был «Факел» (предприятие Роскосмоса), куда шли работать выпускники университета. Они и сегодня крайне востребованы на «космическом» предприятии. Но появляются и новые производства, крайне заинтересованные в выпускниках по технической физике.

«Например, в индустриальном парке “Храброво” открылось предприятие “Ампертекс” по производству нагревательных нанонитей, под это была создана лаборатория в БФУ им. И. Канта»,  — рассказывает Валерий Савин.

Основой материала являются волокна с особыми физическими, прочностными и химическими свойствами, из которых планируется производить принципиально новые и востребованные изделия, включая одежду для космонавтов, горнолыжников, водолазов, спортсменов и, конечно, для обычных людей. Вещи, которыми человек будет пользоваться в быту, поэтому они должны быть безопасными, долговечными и функциональными.

Всё это надо изучить, обобщить, понять физико-химические основы их производства, изготовить материал, спроектировать и начать выпускать реально востребованную конкурентоспособную продукцию.

Ещё одно новое направление — электромобили. «Они будут потреблять энергию от аккумулятора. Многие аккумуляторы работают эффективнее, если у них фиксированная температура. Поэтому какие стоят задачи? Сделать вокруг аккумулятора среду с определённой температурой, при этом она должна быть безопасной, надёжной и недорогой, — объясняет доктор наук. — Чтобы её создавать, надо понимать, как химический состав, структура, форма влияют на функциональные свойства, а значит, на пробег электромобиля».

В БФУ им. И. Канта создано несколько малых инновационных предприятий, которые успешно функционируют уже в течение нескольких лет, их сотрудники занимаются разработками, имеющими большую практическую ценность. В их числе — получивший широкую известность «Атолаб» — создатель знаменитых бинтов и масок с серебряным покрытием.

Балтийский инжиниринговый центр машиностроения (БИЦМ) был создан благодаря поддержке Правительства Калининградской области и выделению федеральной субсидии в виде гранта (более чем на 60 млн руб.). В 2021 году БИЦМ был включён в реестр Минпромторга РФ как научно-производственное предприятие, которое может выполнять заказы по инжиниринговым разработкам за средства Минпромторга без тендеров и потери времени на решение приоритетных текущих задач.

Инженерно-техническое направление — тот самый «локомотив», который вытянет нашу экономику. И сейчас золотое время для инженеров с фундаментальной физической подготовкой: именно они будут продвигать технический и технологический прогресс нашего государства.

По словам Валерия Савина, в производственном процессе малых инновационных предприятий при БФУ всегда задействованы студенты. «Со второго курса наши будущие бакалавры занимаются студенческой научной работой. На реальном оборудовании проводят лабораторные работы, знакомятся с инженерами, учёными, которые выполняют исследования на этих же приборах, и подключаются к работе», — рассказывает профессор.

Учиться на «технической физике» непросто. Здесь ждут мотивированных ребят, которые готовы будут грызть гранит науки и серьёзно «потеть», отмечает Валерий Савин: «Иначе вы не станете понимать, что такое дифференциальные исчисления, что такое решение дифференциальных уравнений. А без их решения вы не поймёте, как тепло, электричество и другие физические процессы протекают в реальном материале».

Вы затрачиваете много времени, совершаете ошибки, результат приходит не сразу. Но на выходе достигаете успеха — делаете открытие, изобретение, создаёте теорию и новый материал, который потом будет использоваться в разных отраслях промышленности.

Более подробную информацию о программе, минимальном количестве баллов для поступления, подготовительных курсах вы найдете по ссылке.

На правах рекламы