Эпоха современной калининградской музыки началась с конца 80-х: в городе открылись первые студии звукозаписи, а из школ и ресторанов группы вышли к более широкой публике — в Дома пионеров и клубы. Вспомним десятку культовых коллективов? В этом нам помог бывший ведущий радио «БАС» Александр «Саныч» Исаев.
«Мы говорим о самостоятельном, уникальном творчестве калининградских коллективов. С тех пор в городе было большое количество групп — речь о сотнях. Нет никакого рейтинга, который мог бы выделить, кто был лучше или хуже. Я решил подойти так: насколько группа во время своего пика была голосом поколения и что нового внесла в развитие музыки», — рассказал Саныч о принципе отбора.
«Комитет охраны тепла»
Один из известнейших за пределами Калининграда коллективов сформировался в 1987 году. В период расцвета группа несла дух «анклавности и некой оторванности». Лидер группы Олди (Сергей Белоусов) часто иносказательно обращался к теме корней.
«С одной стороны, мы были частью страны, с другой — отдалённой провинцией, у которой есть связь с другими мирами. И эта связь всегда существовала», — считает Исаев.
Калининградцы брали уникальной музыкальной составляющей — смесью рэгги и панк-рока. Чтобы окунуться в эту атмосферу, послушайте «Африку», «Каждому своё» или «Гренландию». «К.О.Т.» существует и сейчас, но уже без идейного вдохновителя и создателя песен — Белоусова не стало в 2010-м.
«Гитара и джинсы» (позже «ГитарыStereo»)
Ребята одними из первых начали собирать полные залы — в 1993-1995 годах число фанатов на их выступлениях можно было сопоставить с концертами звёзд отечественной эстрады.
«Это тоже поколенческая история. Они, на мой взгляд, опередили своё время — играли аутсайдерскую музыку для интеллигенции и модной молодёжи по всей стране».
Песни крутились по радио, гастроли включали многие российские города. По словам Саныча, суперзвёздами уровня «Мумий Тролль» или Земфиры калининградцы не стали, однако все шансы для этого имели.
«Но они и не хотели быть для всех. Это символ середины-конца 90-х, который повлиял не только на музыкальную составляющую, но и вообще на становление большого поколения горожан, их мировоззрение».
Как вернуться в это чудное время? Включаем треки «Плохая», «Студентка» и «Без пяти двадцать два».
«ЛондонParis»
Проект пережил несколько реинкарнаций. Некогда «Пионерская правда» и No man's land, в середине 90-х «ЛондонParis» привлекала внимание глубоким мрачным романтизмом, уходящим «в готическую музыку». На этой нише музыканты прославились на всю страну.
«Это очень присуще нашему городу во многом из-за того, что мы проникаемся этой немецкой архитектурой, культурой. Возможно, поэтому подобного рода музыка до сих так близка определённой части калининградцев».
Коллектив популярен до сих пор — поменялись песни и инструменты, но былое настроение переносится сквозь года. А вот и тройка хитов для ностальгирующих: «Осенний», «Жить вечно» и «Слёзы Жанет».
Pervert's
Это история про хардкор и очень жёсткие остросоциальные тексты — не стоит забывать, какими были 90-е. «Война в Чечне: молодёжь не понимала, что происходит. Будущего нет, оно неизвестно. Pervers были глашатаями того времени», — вспоминает Александр Исаев.
По их творчеству отлетала экстремальная часть местной молодёжи, играло роль всё сразу: крутая музыка, харизма, яркие выступления. На «большую» Россию Pervers не вышли — это «группа для внутреннего пользования, но очень понятная калининградцам». Один из главных хитов — «Самоубийца».
Los Chikatilos
Именитый электронный бэнд собрался в 1989 году, правда, час их славы пришёлся на начало «нулевых». Калининградский дух ребята передавали через синтезированные звуки природы и моря, концентрируясь на теме окружающей среды больше, чем на настроениях и мыслях молодёжи.
«Это тоже коллектив, который в электронной среде был популярен во всей стране. Они очень много ездили, показывали себя, выступали в том числе на центральных каналах».
Romowe Rikoito
Названная в честь прусского духовного центра группа появилась в 1995-м и быстро сделала имя на европейских фестивалях. И всё благодаря готическому фолку.
«Они пели на мёртвом языке, который существовал здесь задолго до прихода тевтонцев. Несмотря на достаточно узкое направление, их песни звучали вполне по-европейски. Romowe Rikoito несли дух язычества, который всё равно здесь продолжает существовать».
Творчество калининградцев, прежде всего, возлюбили благодаря талантливому «инструменталу». Сегодня артисты живут и работают в Прибалтике, время от времени радуя публику новыми песнями.
«Бигуди»
Наиболее яркий электронный коллектив Калининграда начала «нулевых». Всенародную известность проекту принесла коллаборация с Евгением Гришковцом, период творчества до запомнился модными танцевальными хитами.
«Это уже было более спокойное время. Они создали музыку, которая больше была направлена на развлечение, нежели «на подумать» — эдакий smart dance. Умело использовали лупы и сэмплы (короткие фрагменты звуков для создания электронной музыки — ред.)».
«Бигуди» — интересный феномен своего времени. Под них плясали на дискотеках «в той же "Вагонке"», а это редкость, когда калининградские группы играли просто для танцев». Главный хит — «Полюбить Гурченко».
«Лаванда»
Проект дебютировал в 2002-м, а уже через несколько лет их песни звучали из каждого утюга. Есть новость для преданных фанатов: недавно вышел второй винил по мотивам CD-пластинок середины «нулевых».
«Когда-то было очень популярно выражение «лакшери селебрити» — вот они были яркими представителями, которые блистали. Выходили петь, веселиться, радоваться жизни и ни в чём себе не отказывать».
Земляки специализировались на псевдо-итало музыке с элементами синти. Популярнейший хит «Московский, 33» родом из Калининграда — его записали в старой немецкой квартире с дыркой в стене.
«Южный Пакистан»
Звучал в Калининграде и хип-хоп. Коллектив инди-рэперов запомнился талантливыми песнями и битами — их путь сильно отличался от творчества российских коллег по цеху.
«Когда они играли, рэп не был супер популярным. Сейчас только ленивый его не играет. «Южный Пакистан» — это умная музыка со свойственными завуалированными андеграунд текстами, не о лёгкой жизни, конечно».
The Cranzers
Группа зародилась в 2012-м и быстро нашла свою нишу. Трио прославилось благодаря сёрфу — направлению, которое зародилось в Штатах в 50-х годах прошлого века.
«Из названия можно догадаться, что музыка была популярна в среде любителей кататься на досках. Технически The Cranzers играют американский сёрф, но всё-таки в нём чувствуются холодные нотки. Это не гавайское солнце, а балтийское».
Ребята предвосхитили мейнстрим — в 2010-х тема сёрфинга в регионе не была так популярна, но сегодня выступления коллектива по-прежнему собирают фанатов. Их музыка подобна здешней непредсказуемой погоде: весёлая и хмурая, заводная и спокойная.
В Калининграде планируют создать интернет-радиостанцию, на которой будет звучать музыка только местных исполнителей — сбор средств запустили на российской краудфандинговой платформе.