Началом эпохи советского модернизма считается ноябрь 1955 года, когда было издано постановление ЦК, предписывающее устранять излишества в строительстве. До этого восстановительные работы велись в бывшем Кёнигсберге преимущественно в духе сталинского неоклассицизма.
С конца войны основное внимание было сосредоточено на приведении в порядок северо-востока города — проспекта Мира (до 1961 года Сталинградский проспект — ред.). Там находились зоопарк, театр, парк и стадион, жилые дома.
Центр города сместился в этот район, поскольку там было меньше разрушений. Большая часть зданий оформлялась в стиле сталинского неоклассицизма, господствовавшего тогда в стране. Яркий пример — восстановленный из руин Драмтеатр и дома в середине проспекта Мира.
Старт активного строительства нового советского типа зданий в Калининграде совпал с расчисткой руинированных после бомбёжек территорий города и расширением Ленинского проспекта. В это время в городе появляется множество типовых домов. А главными достопримечательностями и точками притяжения становятся новые крупногабаритные здания, созданные в духе советского модернизма, созвучные со строениями в других городах СССР.
Пик строительной активности того времени в Калининграде приходится на 70-е-80-е года. В городе появляются первые высотки, внушительные мосты, начинается строительное освоение Московского проспекта. Монументальные сооружения, представляющие собой лаконичные сочетания крупных геометрических форм появились в Калининграде за десятилетие до Дома Советов.
Они и сегодня привлекают исследователей и любителей архитектуры той эпохи. Один из самых ярких примеров — застройка ул. Шевченко, Сергеева и пересечения Ленинского и Московского проспектов, а также начало ул. Гюго, где вместе со спорткомплексом “Юность” вырос район многоэтажек.
Общественные здания становятся символом новой жизни в регионе. Крупные объёмы и “брутальность” форм формируют архитектурный облик города. Павильоны Северного и Южного вокзалов, кинотеатры и универсамы.
В 70-е годы в архитектуру постепенно начинает возвращаться эстетика поверхности стены, оштукатуренные плоскости которой, используя свет и тень, всё активнее участвуют в формировании геометрии объёмов зданий и в решении их архитектурного образа. По этому принципу выстраивается архитектура нового здания университета по Советскому проспекту и телестудии на Нижнем озере, универсама “Московский” и Детского мира”, — писал калининградский архитектор Олег Васютин в работе “Калининград — Кёнигсберг. Архитектура советского и постсоветского периодов”.
Эксперт отмечает: в дальнейшем в архитектуру возвращаются вертикальные и горизонтальные черты. Архитектура не несёт привязки к истории и культурному коду региона, а созвучна общим эстетическим принципам во всех городах Союза и имеет черты европейских зданий.
“Плоскости разбиваются на вертикальный ритм упрощённых нетектонических пилястр. Декоративный приём — который повторяется в Доме профсоюзов на улице Сергеева, здании Областной прокуратуры на улице Горького”, — приводит пример Васютин.
Появившиеся строения меняют образ и масштаб города: смещается центр общественной активности. Архитектура символизирует уход от исторического прошлого территории к современной действительности. Здания в духе советского модернизма создали и сформировали новый облик Калининграда за годы до появления Дома Советов.