Не покидая центра города, можно увидеть множество интереснейших объектов, в том числе довоенные скульптуры работы известных мастеров. Прогулка по этому маршруту не займёт много времени, говорит калининградский гид Татьяна Удовенко.
1. Четвёрка морских зверей на Верхнем озере
В начале ХХ века территорию вокруг Обертайха стали активно застраивать, рядом с водоёмом возник престижный район Марауненхоф. Тогда же здесь устроили купальни и причалы для прогулочных лодок, открыли кафе и рестораны, установили чудесные скульптурные композиции. На юго-западном берегу в 1913 году появилась группа из четырёх фигур: морского слона, морского льва, тюленя и моржа работы скульптора Германа Тиле.
Тиле родился 5 августа 1867 г. в Дюссельдорфе, прожил долгую жизнь и умер в Берлине в 1956-м. Он был известным пейзажистом и графиком, учился в Королевской художественной школе и Берлинском музее прикладных искусств. В 1913 г. Тиле приехал в Кёнигсберг. Сохранилась ещё одна его работа — украшения на здании Административного и земельного суда (сейчас здание КГТУ) 1914-17 годов.
Считается, что Герман Тиле представлял себе ансамбль животных как аллегорию человеческих пороков — самодовольства и зазнайства. У каждого из его морских зверей именно такое выражение морды.
“Моржам”, как прозвали скульптуры в народе, довелось пережить массу неприятностей. Изваяния пострадали во время штурма города весной 1945 г., в послевоенное время за них взялись вандалы. Морж в буквальном смысле терял голову, досталось морскому слону, у которого отбили хобот, а тюлень лишился части носа. Однажды скульптурная группа вообще исчезла бесследно. В результате журналистского расследования удалось установить, что квартет самовольно перевезли на одну из ведомственных баз отдыха. Поднялся скандал, скульптуры вернули, но при этом их зачем-то поменяли местами.
Реставрация началась, когда стартовало строительство набережной в 2009-2010 годах. Восстанавливать морских зверей взялись строители-маляры. То, что получилось, шокировало общественность. Покрытые толстым слоем жёлтой штукатурки уродцы имели мало общего с детально проработанными фигурами Тиле. Выяснилось, что под штукатуркой — плесень, и всё пришлось переделывать. Скульптуры доводила до ума петербургская мастерская “Наследие”. Морских зверей отреставрировали и переставили в том порядке, в каком их разместил сто лет назад Тиле.
2. Рабочий на “Эпицентре”
Сохранились в Калининграде и творения известного немецкого скульптора Германа Брахерта (1890-1972 г.), который с 1919 по 1944-й жил и работал в Восточной Пруссии.
В Кёнигсберге уроженца Штутгарта пригласили на должность профессора и руководителя отделения скульптуры Государственной школы искусств и ремёсел. С приходом нацистов к власти Брахерт подвергся гонениям со стороны властей был вынужден переехать с семьей в Георгенсвальде (сейчас Отрадное).
В Восточной Пруссии Брахерт создал более 20 монументальных скульптур, горельефов и барельефов. Они украшали корпуса Альбертины и Дома техники, железнодорожного вокзала и почтамта, Финансового управления Кёнигсберга и аэропорта Девау. Некоторые работы уничтожили нацисты, в том числе и по идеологическим причинам, другие были разрушены во время или после Второй мировой войны.
Скульптура рабочего установлена на бетонном карнизе у входа в Дом техники — сейчас “Эпицентр”. В левой руке он держит зубчатый вал, а в правой — некую каменную плиту или угломер, за что эту работа называли “Каменотёс”, “Пролетарий”, “Рабочий с шестерёнкой”. Брахерт создал скульптуру по заказу архитектора Дома техники Ханнса Хоппа. Исполненный физической и внутренней силы, пролетарий стал фирменным знаком самого крупного выставочного сооружения Восточной ярмарки. А она, в свою очередь, была призвана демонстрировать возрождающуюся экономическую мощь самой восточной немецкой провинции.
3. Кёнигсбергские “Рабочий и колхозница”
На восточной стороне здания Дома техники можно увидеть ещё один горельеф. Две фигуры похожи на неких сказочных гномов. Иногда их называют кёнигсбергскими “Рабочим и колхозницей” по аналогии с гениальным творением Веры Мухиной или используют нейтральное — “Мастеровые”. В различных публикациях встречалась информация, что это малоизвестная работа Германа Брахерта, но на самом деле автор композиции — ученик скульптора Эрнст Филиц. Его творений в городе осталось ещё меньше, но они хорошо узнаваемы. Если приглядитесь к “Мастеровым” повнимательнее — увидите сигнатуру автора.
4. Ангел на “Акрополе”
Пробегая по улице Профессора Баранова, не каждый замечает сидящую на одном из карнизов здания ТЦ “Акрополь” скульптуру улыбающегося ангела. Она появилась там в 2008 году.
Автор этой работы — известный литовский мастер Вайдотас Рамошка, выпускник Вильнюсской художественной академии. Известность ему принесли белые ангелы, которые с 2004 года стали символом Вильнюса. Такие скульптуры дарят и другим городам.
Когда я приехал в Калининград первый раз, много гулял, смотрел город, — рассказывал скульптор в интервью калининградской “Комсомолке”. — Вечером возвращался с прогулки в гостиницу и увидел маленького мальчика с мамой. Его лицо мне очень понравилось. Я, не спросив маму, сфотографировал этого мальчика и с него срисовал ангела. Так что у скульптуры есть прототип, но кто это — точно не знаю. Мы долго думали, куда поселить ангела. Выбрали торговый центр “Акрополь” не случайно. С третьего этажа <...> виден почти весь город. Мальчик с крыльями — посол хорошей вести, ангел будет хранить город и всех его добрых жителей”.
5. Символы четырёх наук
Практически напротив ангела — здание бывшей Высшей реальной гимназии Гинденбурга, построенной в разгар Первой мировой войны. Сегодня это один из корпусов КГТУ.
Здание преобразилось после войны, но одно осталось неизменным — скульптуры Вальтера Розенберга: две большие вазы, на которые опираются два путти, и четыре фигуры посередине. Они символизировали естественные науки: география — с глобусом, ботаника — с колосьями и цветами, зоология — с обезьяной, естественная история — с книгой.
Вальтер Розенберг родился 21 августа 1882 г. в Кёнигсберге, учился в здешней Академии художеств, путешествовал по Франции и Италии. В родном городе быстро стал популярным и получал много заказов. В зоопарке сохранился памятник его основателю Герману Клаасу — это также работа Розенберга.
Очень хочется, чтобы малютки-путти были наконец-то отреставрированы. Изображения маленьких мальчиков (итал. putti), большей частью обнажённых, иногда крылатых, появились в Древнем Риме в виде Купидона, а затем вернулись в европейское искусство эпохи Возрождения.
Где в Калининграде можно увидеть старинные барельефы и хаусмарки, ищите здесь.