Учиться в частной школе или пойти в обычную: калининградцы рассказали о своём опыте  - Новости Калининграда | Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»
Учиться в частной школе или пойти в обычную: калининградцы рассказали о своём опыте
14:46
14:46

Учиться в частной школе или пойти в обычную: калининградцы рассказали о своём опыте

  1. Статьи
Учиться в частной школе или пойти в обычную: калининградцы рассказали о своём опыте  - Новости Калининграда | Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»
Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»

Отдать ребёнка в платную школу или записать в обычную? Калининградцы рассказали «Клопс», почему выбирали то или иное учебное заведение и какие уроки — и не только по программе — получили. 

Частные школы, в которых учились наши собеседники, отличаются числом учащихся, специализацией, стоимостью и набором услуг. Где-то есть есть бесплатные кружки и секции, в другой делают упор на изучение основ бизнеса. Родители вносят в школьную казну от 9,5 тысячи рублей. 

Первый раз — в первый частный класс

Сын Маргариты учится в частной школе третий год. Решение отдать туда сына мама приняла 31 августа, когда на родительском собрании в обычной школе учительница не произвела впечатления. 

«Возможно, это прекрасный учитель. Но я со второй парты не слышала, что она говорит. А учительницу в частной школе мы знали с подготовишек, с пяти лет. Она активная, громкая, заряжает детей своей энергией и очень хорошо объясняет», — говорит собеседница «Клопс». 

В районной школе набирали 10-12 первых классов, да и те были переполнены. Выбрать подходящего учителя, как советовали Маргарите, возможности не было. В частной подкупило, что в классах в среднем по 13-14 человек: «Не сделать домашку невозможно, сто процентов спросят».

Второклассник Стёпа год учился в частной школе: семья переехала в августе — пошли туда, где взяли. Мама мальчика тоже отмечает преимущество маленьких коллективов. 

«В классе было вдвое меньше детей, чем в обычной школе. Каждый ученик успевал задать вопрос учителю», — вспоминает Марина.

Какие минусы сразу бросились в глаза?

«Коридоры маловаты, в помещениях душновато, а детям негде шалить на переменах. Школьникам хочется бегать, играть», — рассказала Маргарита.

«В частной школе детей немного сковывают. Им как будто нельзя быть детьми: нельзя бегать и кричать на переменах, нельзя толкаться — очень строгая дисциплина. И у этого есть объяснение: родители платят, а значит, нельзя допустить, чтобы кто-то дома пожаловался, что его толкнули или помешали повторять на переменке пройденный материал», — говорит Марина.

Что интересного?

По словам Маргариты, в их школе каждый урок транслируется онлайн: камера снимает доску. Это позволяет заболевшим учиться дома. «Когда перешли на удалёнку, у нас были все уроки вплоть до физкультуры», — вспоминает Рита. 

Об аналогичной практике рассказывает и Марина: к онлайн-занятию могут присоединиться родители, чтобы оценить, как ведут себя дети и что говорит учитель.

По словам Маргариты, в их школе учительница начальной школы может вести два класса одновременно: пока преподаватель занят с одним, в другой приходит педагог-предметник. Второй иностранный язык дети начинают изучать с первой недели.

Чем кормят? 

Мамы наперебой хвалят столовые в частных школах: за питание нужно доплачивать. 

«Например, за 16 завтраков мы платим около 2,5 тысячи рублей в конце месяца. Еда вкусная, в нашей столовой многие родители едят. Пока ждёшь ребёнка, можно зайти пообедать», — делится Маргарита. 

В школе Стёпы был шведский стол. «Еда там, как в фильмах: красивая, вкусная», — говорит Марина. 

Нужно носить форму?

«Форма одежды свободная — это мне нравилось больше всего. Если прохладно, ребёнок мог надеть водолазку и утеплённые джинсы, если жарко, ему не приходилось сидеть в брюках и туфлях — можно было выбирать одежду по погоде», — рассказывает Марина.  

«У каждого ученика есть шкафчик, что очень удобно, особенно в начальной школе — не нужно не тащить с собой всякий раз сменку, спортивную форму, дополнительные учебники», — вспоминает мама Стёпы.

Почему решили вернуться в обычную школу?

Однажды на перемене сын Марины повздорил с другим мальчиком: тот ударил, Стёпа дал сдачи. Степана вызвал директор и долго отчитывал в своём кабинете.

«Ребёнок и поплакать успел, и цитировал потом педагога: «А вот если я твою маму ударю?» Мы извинились за инцидент. Нас не выгоняли, но мы подумали: а чего ждать? И забрали документы, пока было можно пойти в обычную школу», — вспоминает собеседница «Клопс». 

Приняв такое решение, Марина сомневалась до последнего: «Когда я шла получать учебники, взяла с собой два «шопера», а выдали нам 8 книжек. В частной школе их было больше 30 на год. Первая учебная неделя дала понять, что количество книжек не определяет уровень знаний: по русскому языку мы получали двойки и тройки, хотя учились по той же программе, с которой пришли из частной школы. Разобраться с языком помог YouTube, который, кстати, на уроках тоже иногда включают. То ли дети лучше воспринимают обучение по видео, то ли там объясняют как-то иначе, но это работает».

Атмосфера в школе пришлась Стёпе по душе. «В классе около 35 человек, все бегают, орут, толкаются, пинаются. Словом, ведут обычную детскую жизнь. Не все учат уроки и не боятся двоек. Домашние задания в разы легче тех, что мы получали годом ранее в частной школе», — сравнивает Марина.

Учиться в частной школе или пойти в обычную: калининградцы рассказали о своём опыте  - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

Две истории от выпускников

Сменила две частные школы, а окончила обычную

Виктория получила аттестат несколько лет назад. Она училась в двух частных школах: 9 лет — в одной, 10-й класс — в другой. Последний год провела в государственной. В целом учёба ассоциируется у девушки с колоссальной нагрузкой и давлением со стороны учителей. 

«Учебный процесс в первой школе могу описать как сплошную домашнюю работу, которую ты делал чуть ли не всю ночь из-за её количества. Плюс постоянные контрольные, самостоятельные почти на каждом уроке и усложнённая программа», — говорит Вика. 

Девушка отмечает сильный преподавательский состав и качество знаний, но минусов тоже немало.  

«В начальной школе было весело и интересно, а в пятом классе начался ад. В конце каждой четверти детям выдавали рейтинг, где было написано, какое место в классе по успеваемости ты занимаешь, и если ты был во второй половине или, не дай бог, в конце, то слышал, какой ты тупой и "тебе надо бы в обычную школу пойти"», — вспоминает Вика.

Итоговую аттестацию в девятом классе девушка сдала на круглые пятёрки, но бешеный темп учёбы и бесконечные придирки учителей повлияли на решение сменить школу. Но и другая частная организация разочаровала, кроме того её услуги обошлись дороже.

«Там не было сильных учителей, всё держалось на кумовстве, взятках и личных отношениях с преподавателями. За что мы платили, я не поняла: никаких знаний в моей голове не осталось. Зато весь класс был золотыми медалистами, а я своей тройкой по алгебре "портила статистику"», — рассказывает Виктория. 

По словам девушки, лучшим решением стала идея окончить 11-й класс в обычной школе. 

«Добрые, адекватные преподаватели, нормальное расписание, не было такого количества домашней работы, как в лицеях. Но уровень знаний, который там давали, естественно, был ниже. Я рада, что базу получила в первой частной школе, а 11-й класс спокойно провела в обычной. Экзамены я сдала на отлично, и директор даже назвал меня гордостью класса», — вспоминает девушка. 

По результатам ЕГЭ Вика поступила в престижный московский вуз. Бывшие одноклассники из первой школы тоже стали учиться в столицах или за рубежом. 

«А вот «золотые медалисты» из школы, где я училась в десятом, не все смогли сдать хотя бы на минимальный балл и ещё меньше куда-то поступили. В государственной экзамены сдали всего человек 5, у остальных был недобор баллов. Поступить в хорошие университеты в Москве смогли только я и мой друг», — делится Виктория.

Старшие классы — в частной школе

Калининградец Алексей окончил частную школу 5 лет назад, проучившись там с 8-го по 11-й класс. 

«Учителя искренне любят свою работу, в том числе потому, что их труд высоко оплачивается. Подход к изложению материала более качественный: визуализируют информацию и «разжуют» всё, если ты не понял. Каждый педагог открыт к вопросам об успеваемости — ожидания детей и родителей не завышают и не понижают. Знания там ценятся больше, чем оценки», — говорит собеседник «Клопс». 

Кружки и секции входили в стоимость обучения. «В госшколах такие вещи обычно платные. Педагоги были артистами, профессорами, спикерами, коучами», — вспоминает молодой человек.  

Алексей тепло отзывается об учителях и администрации за тесные контакты с родителями и желание встать на сторону ребёнка: «Они всегда идут навстречу, когда речь идёт о неуспеваемости по уважительным причинам. Если ребёнок начинает прогуливать, все стараются понять причину, объясняют родителям, как себя вести».

Но и тут нашлась ложка дёгтя: пресловутый человеческий фактор: «Была ситуация, когда девочка часто болела, и хотя сдавала все работы, «портила статистику». Учительница назвала её при всех сумасшедшей и потребовала от родителей заключение психолога. Шестикласснице пришлось перейти в обычную школу».