12:55

«Я была потерянной и одинокой»: почему калининградки пишут Алиханову о своих родах и чего хотят будущие мамы

  1. Статьи
«Я была потерянной и одинокой»: почему калининградки пишут Алиханову о своих родах и чего хотят будущие мамы  - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Около 100 калининградок подписали обращения к Антону Алиханову и просят разрешить им рожать в присутствии не только мужей и мам, но также подруг и доул. Зачем роженицам такие помощницы и что об этом думают власти — разбирался «Клопс».

Евгения (имя изменено) переехала в Калининград из Казахстана 2 года назад. Девушка планирует завести ребёнка и очень надеется, что ей разрешат взять в роддом подругу, которая уже не раз присутствовала на родах. Оказалось, такое в нашем регионе невозможно.

«Мама живёт в другой стране и приехать возможности не будет, муж — это хорошо, конечно, но я думаю, что мужчина никогда не сможет так помочь женщине, как другая женщина. В казахстанских роддомах настаивают, чтобы ты был с помощником, и неважно, кто он тебе», — поделилась Евгения.

Другие хотят воспользоваться услугами доул, но тоже столкнулись с отказом. 

Доула — это помощница, которая не вмешивается в медицинский процесс и не принимает решения, но оказывает эмоциональную и физическую поддержку во время родов. Все специалисты обязаны пройти лицензированные курсы и получить сертификат, допускающий до сопровождения родов. Лилия планировала, что её первенец появится на свет в Москве, роды пройдут по правилу «трёх «Т» (тепло, тихо, темно) и в сопровождении доулы. В результате всё пошло не так: выяснилось, что у Лилии двойня и рожать придётся в регионе. Муж вызвался помогать. Пара посещала занятия, и всё же Лилия убеждена, что мужчина хоть и старается поддержать, но слишком волнуется.

«Он может забыть, чем именно помочь, как делать массаж, как дышать и что ей сейчас нужно. Он может робеть перед врачами. А доула... Речь не про то, что она защищает женщину от врачей или спорит с ними. Доула найдёт слова поддержки, разделит переживания, не погружаясь в эмоции или панику. После моих родов у меня остались сожаления, которые я недавно разбирала с психологом. В родах с мужем, в целом очень благополучных, я всё равно осталась немного потерянной и одинокой, что-то было неожиданным, что-то невыносимым. Только после терапии я поняла, что доула — обученный специалист, понимающий свою роль. Точка опоры, с которой женщина менее вероятно провалится в страх и бессилие и с участием которой после родов будет, вероятно, меньше чувства вины и сожаления. Да и это просто право женщины, моё право — решать, с кем мы хотим быть в родах».

Первые роды оставили у Туяны не самые приятные воспоминания: «Рожала 12 часов, разрыв, тужилась так, что в глазах капилляры полопались. Я пыталась всё контролировать — не было доверия. Отправили в туалет в послеродовой — упала в обморок. Лежала, пока меня не нашли. Восстановление шло с проблемами. Второй раз я поехала рожать в Москву с доулой. Доула — это поддержка, понимание, что всё идёт как надо, возможность расслабиться, даже когда это невозможно». 

Как утверждают калининградки, до пандемии разрешалось приводить подруг и доул на партнёрские роды. Сейчас ограничения сняли, но в родзал пускают только мужей или других близких родственников.

Женщины создали чат в Telegram и написали обращения на имя Алиханова, изложив свои доводы. Одна из будущих мам написала, что её супруга мобилизовали и она боится остаться без поддержки. 

Что говорят в региональном минздраве и роддомах

Письма девушек перенаправили в региональный минздрав. В ведомстве ссылаются на п. 2 ст. 51 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором прописано: 

«Отцу ребёнка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учётом состояния её здоровья присутствовать при рождении ребёнка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний». 

Членами семьи, согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ, считаются супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные. Ни сёстры, ни подруги, ни доулы не подходят под эту категорию. 

В ведомстве также добавили, что сейчас «прорабатывается вопрос о возможном расширении структуры и перечня объема платных услуг, оказываемых подведомственными медицинскими учреждениями родовспоможения».

Документ предоставила Лилия

Что касается ковидных ограничений — в региональном минздраве рассказали «Клопс»: «Всё ещё действует приказ МЗ РФ от 19.03.2022 № 198н о запрете на посещение стационаров. Поэтому сейчас, когда пандемия немного спала, стационары, в том числе учреждения родовспоможения, принимают решение на основании своих внутренних документов».

В роддомах №3 и 4, а также в перинатальном центре «Клопс» рассказали, что никаких дополнительных внутренних ограничений или дополнительных разрешений на партнёрские роды у них нет. Во всех учреждениях тоже руководствуются п. 2 ст. 51 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Что говорят юристы

Специалист по медицинскому праву Елена Володина согласна с трактовкой минздрава: «Статья 51 Федерального закона №323-ФЗ достаточно чётко обозначает круг лиц, которым предоставлено право с согласия роженицы присутствовать при рождении ребёнка. И к этим лицам относятся отец ребёнка или иной член семьи. Расширенному толкованию данная норма не подлежит». 

Юрист считает, что роженицам, которые хотят привести в роддом подруг или других близких, отказывают на законных основаниях. 

У юридического консультанта Ивана Дыханова несколько иное мнение. По его словам, некоторые учреждения здравоохранения расширенно толкуют закон и идут навстречу будущим мамам, а другие выбирают путь запретов. 

«Налицо содержащаяся в акте правовая неопределённость, за устранение которой федеральный Минздрав высказался ещё в 2017 году. Тем не менее, с тех пор проблема так и не была решена, хотя достаточно всего лишь заменить формулировку «или иному члену семьи» на "или иному лицу"», — говорит Дыханов. 

Что думают доулы

Анастасия (имя изменено) работает доулой в Калининграде несколько лет, но в последние годы её и других «5-10 специалистов» в роддома просто не пускают. 

«Думаю, врачи просто не хотят лишних глаз. Любой партнёр на родах становится свидетелем, который будет на стороне женщины. Для роженицы это благо, а вот медикам приходится быть чуть более вежливыми, чуть больше учитывать пожелания, чуть лучше выполнять работу, чтобы не было жалоб», — поделилась Анастасия.

Девушка напомнила о деле Белой и Сушкевич. По мнению собеседницы «Клопс», расследование было бы менее долгими и более корректным, будь у потерпевшей партнёр на родах. 

Ирина Курыжко, профессиональная акушерка и доула, в 2021 году была вынуждена уехать в Москву, чтобы продолжать свою деятельность. За 20 лет Ирины сопровождала более 1 600 родов, состоит в Ассоциации профессиональных доул России, но в Калининграде её вдруг перестали пускать в родзалы, ссылаясь на законодательство. 

По словам Ирины, в других регионах к решению калининградского минздрава относятся с удивлением. Например, на партнёрские роды по ОМС в Москве могут пускать и двух сопровождающих: и мужа, и доулу. 

«Я не понимаю, почему роддома не хотят стать более открытыми. Возможно, понимают, что с доулой женщина чувствует себя увереннее, начинает задавать больше вопросов и вникать в процесс, становится менее уязвима. Её сложнее запугать, а некоторым врачам это не нужно», — рассуждает Ирина. 

В качестве ещё одной возможной причины доула называет гордыню, ведь когда нет посторонних — роженица поднимает значимость врача. Она будет думать «я всё плохо делала, меня ругали, а благодаря вмешательствам всех спасли». А с партнёром получится, что она и сама отлично родила. 

«Руководителей роддомов, где можно рожать с доулой, отличает человеколюбие и понимание современного запроса женщин детородного возраста», — добавляет Курыжко.