Экоактивисты обливают едой шедевры в лучших музеях Европы, приклеивают себя к рамам и расписывают стены галерей граффити. Так молодые люди привлекают внимание общества к проблемам охраны окружающей среды. Калининградские эксперты поделились с «Клопс», что они думают о подобных перформансах.
Что происходит?
14 октября две девушки в футболках экодвижения Just Stop Oil («Просто остановите нефть») облили супом картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи» в Национальной галерее в Лондоне. Одна из активисток выкрикнула: «Вас больше волнует защита картины или защита нашей планеты и людей?». Слова протестующих приводит «Сноб»: девушки считают, что «миллионы мёрзнущих и голодающих семей не могут позволить себе разогреть суп» и британцам приходится «выбирать между теплом и едой». Представители экодвижения настаивают, что надо отказаться от использования нефти и перейти на альтернативные виды топлива.
23 октября в немецком Постдаме картину Клода Моне «Стога сена» измазали картофельным пюре. «Люди голодают, люди замерзают, люди умирают — мы находимся посреди климатической катастрофы, а всё, чего вы боитесь, — томатный суп или картофельное пюре на картинах», цитирует лозунги активистов из Letzte Generation («Последнее поколение») Лента.ру.
24 октября участники движения Just Stop Oil кинули торт в восковую фигуру короля Великобритании Карла III. «Время слов перешло во время действий», — девушка процитировала слова Елизаветы II, которые покойная монархиня произнесла на прошлогодней конференции ООН по изменению климата.
6 ноября в музее Прадо в Мадриде две девушки из экодвижения Futuro Vegetal приклеили руки к рамам картин Франсиско Гойи «Маха обнажённая» и «Маха одетая», а на стене между полотнами оставили граффити «+1,5».
«На прошлой неделе ООН признала невозможность оставаться ниже установленного Парижским соглашением предела повышения средней температуры на 1,5 градуса по сравнению с доиндустриальным уровнем», — приводит официальный комментарий Futuro Vegetal РИА Новости.
Мнения о перформансах разделились: кто-то думает, что подобные социальные акты — вандализм, другие считают, что такие поступки не помогают экологии и вредят имиджу экосообществ, а третьи относятся снисходительно.
С точки зрения художника
Такие акции можно назвать «нежным вандализмом», полагает калининградский художник Евгений Уманский.
«Картины хранятся под стеклом, и им ничего не угрожает от супа или пюре. Активисты привлекают внимание к проблеме, и у них это получается. Нужно разбираться в каждой конкретной ситуации, чтобы понять, что именно хотели сказать активисты, почему они выбрали именно эту картину, а не другую. Все эти детали имеют значение», — считает собеседник «Клопс».
Евгений напомнил о поступке Александра Бренера, который «нарисовал знак доллара на картине Казимира Малевича "Супрематизм"».
«Полотно пострадало, но это оставило такой след в искусстве, что изображение стало известно как картина Бренера-Малевича. Для непросвещённой публики это выглядит как хулиганство. Они добиваются своего — привлекают внимание. Кто-то раньше не интересовался, а теперь заинтересовался. Через нежные хулиганское действие активисты привлекают внимание к серьёзным масштабным проблемам», — заключил Уманский.
Мнение эколога
Мария Малороссиянова, координатор экозащитного направления платформы Ecowiki.ru — российской экологической организации ЭКА, сомневается в полезности подобных перформансов для экодвижения:
«В последнее время мы часто слышим о неких радикальных акциях экологических активистов. Изменение климата — это глобальная проблема, над решением которой общество должно задуматься. Но мы сомневаемся, что такие методы помогут».
А что думают в музее?
Не оценили инициативу и в Калининградском музее изобразительных искусств.
«Акциям экоактивистов имя одно — пошлость. Пошлость в значении «мелкость, неоригинальность, отсутствие творческого мышления, мещанство». Это бунт маленького ребёнка, который бьёт посуду и разбрасывает еду, чтобы его заметили, потому что ещё не умеет говорить. Повторенные как под копирку, лишённые всякого творческого потенциала, «супово-клеевые действа» вызывают совершенно обратный намерениям их устроителей эффект», — считает учёный секретарь музея Лада Сыроватко.
По мнению собеседницы «Клопс», таким образом активисты пытаются «оправдать собственную ненужность и беспомощность, собственное нежелание трудиться и создавать».
«Созидание в нашем шумном мире, увы, негромко. Они шумят и пачкают вокруг себя. Причем, заметьте, — пачкают именно великое», — подытожила Сыроватко.