Каких советских кутюрье уважает весь мир и чем «Бегущий по лезвию» обязан нашему кино: 7 фильмов о моде в СССР - Новости Калининграда | Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»
Каких советских кутюрье уважает весь мир и чем «Бегущий по лезвию» обязан нашему кино: 7 фильмов о моде в СССР
11:13
11:13

Каких советских кутюрье уважает весь мир и чем «Бегущий по лезвию» обязан нашему кино: 7 фильмов о моде в СССР

  1. Статьи
Каких советских кутюрье уважает весь мир и чем «Бегущий по лезвию» обязан нашему кино: 7 фильмов о моде в СССР - Новости Калининграда | Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»
Иллюстрация: Александр Скачко / «Клопс»

Фильмы и реальность — два близнеца, что всегда стремятся быть похожими друг на друга. Трюки некоторых советских режиссёров гиганты кинематографа используют по сей день. «Клопс» вспомнил, как им удавалось влиять на моду и на какие ухищрения приходилось идти, чтобы передать дух эпохи.

1. «Карнавальная ночь», 1956

С фильмом Эльдара Рязанова в жизнь советских модниц вошло платье силуэта new look, разработанного Кристианом Диором. Эффект осиной талии достигался за счёт корсета и контраста с широкой юбкой.

Всего 58 сантиметров — такой, как рассказывала в интервью «Московскому комсомольцу» костюмер Ирина Великанова, в «Карнавальной ночи» была талия Людмилы Гурченко. Неудивительно, что советские женщины стремились подражать главной героине и охотились за платьями модного фасона.

2. «Москва слезам не верит», 1979

Советскую мелодраму о трёх подругах, приехавших покорять столицу, удостоили «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 1981-м. Кинолента охватывает события 20 лет, разницу эпох передали художники-костюмеры. 

Платье Людмилы, в котором она заканчивает смену на хлебозаводе в 1958 году, уже знакомый нам «диоровский» new look. Художница по костюмам Жанна Мелконян рассказала РИА Новости, что выбрала этот фасон, потому что наряды женщин конца 50-х на экране смотрелись скучно и старомодно.

Глубоко вдаваться в творчество у Мелконян не получилось — с 1958 года прошло слишком мало времени, чтобы зритель забыл, как одевались женщины тех лет. Сбалансировать новые фасоны костюмер решила тканями, популярными в конце 50-х. Из-за дефицита полотен с аутентичными рисунками и нехваткой материалов в СССР приходилось распарывать старые вещи. Так, например, появилось платье, в котором героиня Ирины Муравьёвой приехала на дачу к жениху Антонины.

3. «Бриллиантовая рука», 1968 

На мужскую моду советских лет повлияли французский модельер Пьер Карден и актёр Андрей Миронов. Первый в 1967-м выпустил коллекцию летней одежды и явил миру мужские водолазки, а уже через год советский артист приучил к модной вещи каждого гражданина страны. 

Гардероб контрабандиста Гоши Козодоева — заслуга не только костюмеров, но и самого актёра. Как пишет GQ Россия, голубой бадлон был личной вещью Андрея Миронова. А вот костюм-трансформер, в котором «легким движением руки брюки превращаются… в элегантные шорты!» — достижение модельеров «Мосфильма». Страсть к курткам-жилеткам в свою очередь переняли масс-маркеты.

4. «Служебный роман», 1977

Самый известный советский фильм в жанре «Преображение», где можно сопоставить первый и последний выход героини как «невзрачное до» и «роковое после». 

Двубортное бело-голубое клетчатое платье с белыми пуговицами Людмилы Прокофьевны сшили на заказ для актрисы Алисы Фрейндлих. Наряд героини произвёл неизгладимое впечатление на советских зрительниц: женщины делали аналогичные причёски и заказывали такие же платья — всё как у Мымры, пишет GRAZIA.

Секретарша Верочка, как задумывал режиссёр Эльдар Рязанов, это стереотипный образ заядлых читательниц глянца. Её образы — хроника советской моды.

Кард из фильма «Служебный роман»
Кард из фильма «Служебный роман».

5. «Иван Васильевич меняет профессию», 1973

Платьями для Зиночки, героини Натальи Селезнёвой, занимался известный на весь мир советский дизайнер Вячеслав Зайцев. К его творческим взглядом тогдашний «Общесоюзный дом моделей одежды» оказался не готов.

Что предлагал? Юбки с павлово-посадскими мотивами и разноцветные ватники. Мировые гуру стиля работы молодого человека приняли на «ура» — именитые модельеры Пьер Карден, Гай Ларош и Марк Бохан даже приехали в Москву, чтобы познакомиться с креативным парнем, и остались от встречи в полном восторге. Так Слава Зайцев и прослыл «равным среди равных», а также «Красным Диором». 

Отчётливее всего в фильме почерк Вячеслава Зайцева угадывается в розовом платье Зиночки а-ля ретрофутуризм. Двойная длина отсылает к двум эпохам — мини 60-х и миди 70-х. Силуэт платья вдохновлён Пьером Карденом, а белые геометрические вставки — к работам французского дизайнера Андреа Куррежа.

Кард из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Кард из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

6. «Интердевочка», 1989

Героини кинокартины — советские девушки — стремятся быть «на уровне» для своих заграничных клиентов и следовать заветам западной моды. Популярные за рубежом одежду и ткани в Союзе было не достать — режиссёр фильма Пётр Тодоровский поручал закупать костюмы в Стокгольме.

Наряды барышень прозрачно разграничивают жизнь «здесь» и «там». Пиджаки оверсайз, легинсы, ажурные чулки произвели настоящий фурор, но сильнее всего советских фанаток фильма покорили джинсовые костюмы — деним стал символом успешности и богатой жизни. Этим материалом запомнились рубашки и платья Симы-Гулливера и белая курточка со стразами Зины.

Впечатлило советских дам и импортное нижнее бельё. Художница по костюмам Алина Будникова выбирала не слишком открытые, непрозрачные изделия без оборок. Елена Яковлева осталась от вещей под таким впечатлением, что не захотела расставаться с ними после съёмок — просила отдать, пишет «Московский комсомолец». 

7. «Через тернии к звёздам», 1980

«Лучшая советская фантастика» — такой премии удостоили фильм, отметив его вдобавок государственной премией СССР. Художница по костюмам Людмила Чекулаева не стала придумывать героям картины футуристичные наряды — персонажам достались привычные глазу советского гражданина рабочие комбинезоны. 

Вряд ли Чекулаева пыталась угадать моду следующего века, но случайно это сделала — утилитарность и аскетизм сейчас в тренде. Чем модницам полюбились бежевые костюмы? Удобством, а ещё их легко сочетать с другой одеждой.

Кинолента повлияла и на мировой кинематограф. Через два года после премьеры «Через тернии к звёздам» в прокат выходит культовый фильм «Бегущий по лезвию» — его герои тоже носят простые привычные вещи. Костюмер Майкл Каплан вдохновился работой советской команды «киношников» и прилетел в Москву, чтобы пообщаться с ними лично.

«Клопс» рассказал о трёх российских комедийных сериалах, которые можно посмотреть на выходных.