18:12

«Мы против большого перечня разрешённых товаров»: калининградские перевозчики — о запретах для фур из ЕС

  1. Статьи
«Мы против большого перечня разрешённых товаров»: калининградские перевозчики — о запретах для фур из ЕС - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Калининградские предприниматели обсуждают постановление правительства РФ о запрете иностранным перевозчикам доставлять грузы на территорию страны. В документе региону отводится уникальная роль, что сулит будущее в виде общероссийского хаба. «Клопс» собрал точки зрения региональных транспортников и ретейлеров.

Что говорит продуктовый ретейл

До выхода постановления бизнес интересовало, на каких таможенных терминалах, новых или старых, будут перегружать товары от иностранных перевозчиков, будут ли очереди, прекратятся ли поставки определённых наименований. Этими вопросами задавались, к примеру, в группе компаний «Продукты питания». Директор по логистике Андрей Сухоруков отмечает, что вывод Калининградской области из-под действия запрета и обширный перечень разрешённых товаров проясняют картину.

«Изменений в цепочках поставок для нашей группы компаний не предвидится, рост логистических затрат не прогнозируется», — комментирует Сухоруков.

Иностранные поставки идут без ограничений и изменений, подтверждает заместитель гендиректора «Спар — Калининград» Алексей Елаев. 

Что будет с «дозволами»?

По словам Елаева, остаётся неясным вопрос о доступе иностранных транспортных средств на территорию России с 1 января 2023 года. Речь идёт о двусторонних разрешениях на передвижение, которые выдаются на определённый срок, — так называемых «дозволах». Россия обменивалась ими с рядом стран последний раз в 2021 году, срок договорённостей истекает в конце 2022-го. 

Если с января государства не выдадут какое-то количество таких разрешений, то соблюдение нынешнего постановления правительства РФ от 30 сентября становится невозможным.

Надеемся, что всё будет в соответствии с действующими международными соглашениями.  

И даже несмотря на то, что российские транспортные средства не пускают на территорию ЕС, иностранные перевозчики получат необходимое количество «дозволов», чтобы они могли въезжать в Калининградскую область для выгрузки товара», — добавляет Елаев.

«Мы против большого перечня разрешённых товаров»: калининградские перевозчики — о запретах для фур из ЕС - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Тревога, что Россия не выдаст разрешения, если нашей стране откажут зарубежные страны, действительно есть — соглашается генеральный директор ООО «Рустранссервис» Леонид Степанюк.

«Если исходить из постановления (от 30 сентября — ред.), то наши будут сговорчивее и какое-то количество разрешений будет выдано. Всё зависит от обострения ситуации», — говорит собеседник «Клопс».

Станет ли регион хабом для транзита

Калининградские перевозчики предполагали, что Россия скопирует опыт Белоруссии, замечает Степанюк, а именно, запретит въезд всем иностранным фурам: прицепы от границы будут доставлять местные компании. Особые надежды возлагали на то, что Калининградской области разрешат больше, чем другим, для выгоды отечественных перевозчиков. Частично так и было сделано. Постановление придало нашему региону уникальный статус. 

История хаба на территории Калининградской области имеет место быть. 

Надеемся, многие будут заезжать в регион, и это будет зависеть от ценовой политики. Но мы категорически против достаточно большого перечня разрешённых товаров. Считаем, что это большая ошибка. Вполне возможно, наши транспортники снизят цены, но всё равно повезут они (иностранные перевозчики — ред.) сами этот перечень», — объясняет эксперт.

Сейчас ситуацию осложняет отсутствие полного списка тех групп товаров, которые запретили привозить иностранцам, а наличие Санкт-Петербурга в перечне зон таможенного контроля увеличивает конкуренцию для Калининграда. 

Леонид Степанюк считает, что зарубежные компании смогут загружать в России товар на экспорт, как и раньше, и не только на таможенных пунктах.

«Ранее, если иностранный перевозчик заезжал с товаром, он точно так же брал разрешённый груз, который можно ввозить в ЕС —скажем, гречку — и вёз обратно. Запретов не было. В постановлении есть ограничение на ассортимент, который ввозится, но на вывоз запрета нет. Значит, действуют предыдущие законодательные акты», — говорит Степанюк.

«Мы против большого перечня разрешённых товаров»: калининградские перевозчики — о запретах для фур из ЕС - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Иностранный перевозчик сможет везти товар в Россию, если он есть в перечне разрешённых, но загрузиться на выезд так просто не получится — считает генеральный директор ООО «Сталена» Сергей Гоз. По его мнению, постановление говорит о том, что для доставки в ЕС надо пользоваться услугами российских логистов.

«Иностранные перевозчики загрузиться на территории РФ для обратной дороги сами не смогут, даже если товар есть в перечне разрешённых на ввоз. Им нужно свой прицеп отдать российскому транспортнику. Тот его загрузит и довезёт до таможенного пункта. Далее перецепка, оформление, и иностранный перевозчик едет дальше», — комментирует Гоз.

Какие перспективы у Калининградской области

Такая трактовка открывает перспективы для российских логистов, и особенно калининградских. Для иностранных фур перегрузка в регионе привычна, а условия, по оценкам экспертов, лучше, чем в других областях. Доставка по «большой» России в один конец иностранцу невыгодна.

Если он понимает, что будет отсюда уходить без груза, то эти издержки он должен будет учесть в ставке фрахта. 

Вопрос возникнет: а готов ли и будет ли получатель платить эти деньги? Рынок перевозчиков большой, если у кого-то будет «сносить голову» и он внесёт все риски в стоимость, то найдётся другой перевозчик», — добавляет эксперт.

Где будут заправляться 

В постановлении указан лимит топлива, которым может заправиться фура перед отъездом из России: 200 литров. Специалисты считают важным, чтобы эта мера действительно работала, потому что она ограничивает возможность спекуляций — в Европе цены на топливо выше.

Иностранные перевозчики высказывали своё мнение о запрете на въезд в РФ. Скептицизм соседствовал с осторожностью.