В июле калининградка отправилась в «большую» Россию на машине и проехала три прибалтийские страны. Своими впечатлениями Елена поделилась с «Клопс».
Ковидные ограничения на выезд из РФ тогда ещё не отменили, но у путешественницы были законные основания пересечь границу. Елена отправила на северо-запад по знакомому многим калининградцам маршруту, которым она сама ездила не раз.
Границу в Чернышевском прошли без проблем. За неделю до поездки женщина отслеживала по камерам, есть ли очередь: перед шлагбаумом было пусто: «Так на самом деле и оказалось: мы были второй машиной. Литовцы ничего не спрашивали, ничего не смотрели».
Впереди ждал латвийский переход Терехово — Бурачки. Там Елена увидела 13-километровую очередью из фур с молдавскими и российскими номерами, в том числе калининградскими. Для легковушек была отдельная полоса, в ней стояло всего 20-25 машин, но ждать пришлось часов шесть.
Дорога у КПП была сплошь в лужах и ямах. На подъезде к шлагбауму царил хаос, по сравнению с которым переход Мамоново — Гжехотки — «мечта, образец, идеал и вообще просто фантастика, люкс высшего класса».
Елена пообщалась с одним из дальнобойщиков. По его словам, скоропорт пропускают без очереди достаточно быстро: «Рассказал, что на Москву везут курочек, а в Калининград — костромской сыр».
«Не на траву же выливать?»
По совету стоявших в очереди водителей Елена поехала на соседний погранпереход, находящийся примерно в 50 км. В пункте Гребнёво — Убылинка с дорогами было получше, а очереди не наблюдалось вовсе: машина калининградки оказалась первой.
«Латыши очень тактично, без лишних вопросов выпускали из страны. Всё было быстро, но на нейтральной полосе пришлось стоять из-за очереди с российской стороны. Одного россиянина не хотели пускать в Латвию: у него была 10-литровая канистра бензина, а в Латвию теперь запрещено ввозить бензин. Надо было куда-то его вылить, не на траву же. Вылили мне в бак, я в знак благодарности его угостила всякими вкусняшками», — вспоминает Елена.
На российской таможне пришлось достать весь багаж, открыть для досмотра каждый чемодан и сумочку. «Везёте ли какие-то лекарственные средства, сильнодействующие, наркотические? Что вы купили в Литве, в Латвии? Не покупали ли что-то дороже 1 000 евро? При выезде из Польши меня так никогда не расспрашивали. Естественно, про молочку и колбасы тоже спросили», — рассказала собеседница «Клопс».
Шлагбаум на этом погранпереходе не откроется, пока не раскошелишься на 300 рублей за платную дорогу. Ехать по ней Елена не планировала, но заплатила и через 500 метров свернула на грунтовку. Это оказалось ошибкой: сначала не было интернета, а впереди предстояли 27 км пути по тёмному лесу — ни домов, ни людей, ни машин. До ближайшей гостиницы пришлось намотать 65 км.
Весь путь из Калининграда до «большой» России занял около 14 часов.
Домой, в Калининград
Обратно Елена решила ехать через Эстонию. Оказалось, что на пункте пропуска Шумилкино — Лухамаа с 13:00 до 14:00 перерыв. Машин там было 5-6, а российская таможня работала быстро, хотя досматривали всё так же тщательно.
«Для российских машин отдельная очередь. Что удивило: в соседней было много авто с молдавскими и украинскими номерами. Последних сразу ставили в сторону, очень тщательно осматривали весь багаж, иногда просили писать какие-то объяснительные. Ехали обычно семьями, многие с детьми, с кошками, уставшие. Много пешеходов. На паспортном контроле собралась огромная очередь», — рассказала Елена.
На эстонской стороне — 4 полосы, одна была свободна, есть электронная очередь. Въезд регулируют светофоры. Пограничники очень тактичны и разговаривают по-русски. У Елены спросили «зелёную карту» и, впервые за 15 лет, медицинскую страховку, выясняли цель поездки, количество валюты. Багаж осмотрели бегло.
Как там, в Европе?
«В центре Риги везде висят флаги: украинские, латвийские, ЕС. На русском языке все разговаривают, все очень вежливые. Как туристу мне там было приятно и нестрашно», — вспоминает путешественница.
В кафе на центральной площади за соседним столиком женщины общались на украинском и белорусском. За другими сидели австрийцы, немцы, англичане: «Всё как раньше, всё нормально».
Весной Елена бывала в Литве несколько раз, и ни разу не было проблем. «В этот раз в супермаркете мне не дали карту скидок, я её попросила у двух женщин из очереди. В конце концов одна всё-таки дала, видимо, ради бонусов», — заметила туристка.
В магазине пожилые сотрудницы объяснили на русском, где что лежит, кассир разговаривала по-литовски: друг друга поняли. «С машиной всё везде было в порядке. Только когда фуры с польскими номерами обгоняли на трассе, то делали это нагло, что-то нервное чувствовалось», — добавила Елена.
Обратная дорога от российско-эстонской границы до Калининграда заняла около 10 часов.
С 15 июля по турвизе можно снова выехать из РФ сухопутным путём. «Клопс» разобрался, как калининградцы могут посетить Литву.