2022 год принёс значительные изменения в сфере стоматологии. «Клопс» пообщался с экспертами и выяснил, изменилась ли стоимость лечения и чего ждать в будущем.
Что изменилось?
Как рассказала эксперт в области медицинского консалтинга Ирина Ашумова, из-за санкций против РФ стало сложнее и дороже закупать импортные материалы. Отечественные аналоги есть, но их доля на рынке всего 5-10%.
Менеджер по закупкам клиники «Стомик» Надежда подтверждает — логистика усложнилась:
«То, что прибывало к нам за 4 дня, теперь неделю ждём, бывает и больше. Из Москвы порой 2 недели идут машины, стоят долго на границе. Самый популярный материал, который мы использовали для пломбирования, уходит с рынка, остатки продаются — и всё. На замену Испания, Франция выходят, какие-то из Германии материалы новые появляются. К сожалению, российские далеки по качеству. По ОМС мы тоже не использовали никогда отечественную пломбировку. Все наши услуги остаются, материалы меняем на аналоги другого производителя. Другие производители начинают продвигаться, раньше у них не было шанса из-за конкуренции».
По словам Михаила, управляющего по закупкам «Эдкара» сейчас по 99% материалов есть проблемы либо с ассортиментом, либо со сроком поставки. Всё усугубляется очередями на границах. Чуть легче с корейскими и китайскими компонентами.
Врач детской клиники «Эдкарик» Елизавета Лапухина пожаловалась: «Многие фирмы ушли с российского рынка, стало сложнее искать аналоги: очень часто их просто нет либо ценник стал запредельный. Некоторые альтернативные товары не сертифицированы в РФ, соответственно, их не могут закупить: пользоваться ими мы не имеем права».
В государственной стоматологической поликлинике большинство материалов для протезирования, имплантации и лечения закупили на год с запасом. Качество и доступность услуг, пообещала специалист ГСП по связям с общественностью Александра Медведенко, не изменятся.
А что с ценами?
В среднем, говорят эксперты, цены на услуги выросли на 15-20%. «Первичные приёмы и тот перечень услуг, где не требуется применение импортных материалов (например, удаление) не поменялись в цене. Но что касается такой дорогой услуги как имплантация, своим клиентам мы и вовсе смогли предложить бюджетный вариант, добавив в прайс клиники новую корейскую систему имплантации, которая почти вполовину дешевле и по качеству не уступает американскому конкуренту», — объяснила Ирина Ашумова.
В «Стомике» цены последний раз поднимали 1 июня. Как рассказывает Надежда, в начале весны материалы для пломб и лечения каналов подорожали в три раза, клиника тогда подняла прайс всего процентов на 10. Решили подождать, последить за ситуацией. Позже цена упала, но на прежний уровень не вернулись. «Например, пломбировка у нас выходила чуть больше двух тысяч, потом стала стоить 6, а сейчас около четырёх», — добавила менеджер.
Елизавета Лапухина сообщила, что в «Эдкарике» ситуация схожая: «Цены выросли на 15% практически на все услуги, в то время как цены поставщиков в начале применения санкций повысились вдвое-втрое. Сейчас, насколько я знаю, цены на материалы и расходники чуть-чуть нормализовались, но они всё равно не опустились до прежнего уровня, в среднем примерно в 1,5 раза повысилась стоимость на всё».
Доллар падает, почему не дешевеют услуги?
Курс валюты опустился до минимумов 2015 года, но на цены в стоматологиях это не влияет.
В «Стомике» это объясняют дефицитом материалов, которые раньше привозили из США. Запасы начинают иссякать, не у всех поставщиков есть замена, приходится заказывать с разных складов и платить за доставку каждому отдельно.
В «Эдкаре» считают, что помимо удорожания логистики, есть проблемы и с самими поставщиками. Они видят дефицит, высокий спрос и завышают цены.
«В феврале резко доллар и цены выросли, все на ажиотаже стали покупать, поставщики задрали цены. Ну а далее, хоть курс доллара и падает, но спрос высокий, а товара компаний, которые уходят с рынка, всё меньше, все стараются закупить остатки. Вот и продают по тем же ценам», — объясняет Елизавета Лапухина.
Каких еще изменений ждать до конца года?
Ирина Ашумова занимается рекрутингом стоматологов с 2013 года, эксперт говорит о негативных тенденциях и в кадровой работе.
«Сегодня на фоне геополитической обстановки наблюдаю неготовность врачей к переездам и смене клиники даже в пределах одного города или региона. Они готовы терпеть унижения, оскорбления в свой адрес и несвоевременную выплату зарплаты ради кажущейся им стабильности. Это сильно стопорит как их личное профессиональное развитие, так и развитие отрасли. Но бояться этого не нужно. В данной ситуации единственный выход — это двигаться вперёд несмотря ни на что. Другого рабочего варианта нет», — считает специалист.
В «Стомике» с кадровыми проблемами пока не сталкиваются и поднимать стоимость услуг в 2022 году больше не планируют. Но и снижать прайс не намерены. Сейчас компания заключает контракт на поставку новых имплантов. «В лучшую сторону всё идёт, а для решения проблем ищем пути», — прокомментировала представитель клиники.
Как поменялось поведение посетителей?
Из-за роста цен кто-то больше не может обратиться к платному специалисту. Другие готовы пожертвовать отпуском ради здоровья зубов.
В ГСП сообщили, что клиентов стало больше: в сравнении с июнем прошлого года число пациентов, обратившихся впервые, выросло на 20%.
В «Эдкарике» не скрывают: ситуация обратная. «Теперь люди вынуждены выбирать: сделать ремонт, купить красивое платье на выпускной либо вылечить ребёнку зубы. Зато становится больше людей, у которых вопрос физического и психического здоровья ребёнка стоит выше денег. Они стараются ходить на лечение хотя бы раз в месяц. Ко всеобщему удивлению, никто не говорит «ой, как дорого, раньше было дешевле, почему сейчас столько?». Идя в нашу клинику, люди уже заведомо знают примерный уровень цен и качество услуг. Часто приходят «на врача», к конкретному специалисту, в котором уверены. Знают, что ты умеешь работать с непростыми детьми, например. А иногда у родителей нет другого выхода — в городе буквально пара стоматологий, включая нашу сеть, у которых есть наркоз для детей», — поделилась Елизавета.
«Клопс» пообщался с местными предпринимателями и выяснил, как обстоят дела с ввозом в регион алкоголя, косметики, цветов, красной икры и других товаров.