Почему Венера Милосская — истерическая, что такое гиперрациональное желание и при чём тут Сальвадор Дали? В Калининградском музее изобразительных искусств в пятницу, 13 мая, открывается выставка оригинальных шедевров испанского художника, графика и скульптора. О том, на какие работы стоит обратить особое внимание, разбирался «Клопс».
В Калининград привезли около 100 произведений Сальвадора. Среди них оригиналы графики и скульптуры. Наш город стал первым среди тех, кто увидит проект Санкт-Петербургской галереи современного искусства PS Gallery «Любовь и Боги Сальвадора Дали». Как отметил коллекционер и владелец галереи Павел Башмаков, эти работы позволят «войти в мир Дали».
«Этот проект концептуальный, у него есть множество подсмыслов. С одной стороны здесь будет уделено внимание традиционному пониманию богов и любви, потому что для Дали античные боги были теми, кто его вдохновлял. При этом мы старались расширить понимание богов и тем, что при жизни обожествлял сам Сальвадор. Конечно, это его жена и муза Елена Дьяконова, это и Испания, и технический прогресс», — говорит Павел.
Венчает выставку труд Дали, который называется «10 рецептов бессмертия», выпущенный в 1973 году. Там художник размышлял, как можно отыскать бессмертие, хотя сам обрёл его с помощью творчества.
Куратор экспозиции и арт-директор галереи Яна Кириллова считает, что в Калининград прибыли уникальные работы. Она подробнее рассказала об образе Венеры Милосской на выставке.
«Скульптура "Истерическая Венера Милосская" — это экспонат, на который стоит обратить внимание, это уникальное совмещение пристрастий Дали. Венера — исторически символ женской красоты, мировая классика играла для Сальвадора важную роль. Но с другой стороны Дали считал истерию наивысшим проявлением всех возможных эмоций. В этом смысле для него пластическим синонимом истерии были акробаты. Дали совмещает пиковую истеричность и классику, и создаёт Венеру, которая изогнулась в порыве страстей», — объясняет Яна.
Ещё одна стеклянная Венера — скульптура «Гиперрациональное желание». Голова богини стоит рядом, кусок туловища вырезан.
«Здесь обыгрывается образ Венеры, но нестандартно. Есть кураторское наблюдение : параллелепипед, полость внутри Венеры, даёт нам некое окно. Это приём «картина в картине». Через окно вы как бы попадаете в пространство, которое находится за Венерой. А гиперрациональность желания заключается в том, что голова оказывается рядом с объектом», — добавляет Яна.
Заглавная скульптура — «Венера Милосская с ящиками», она бронзовая: «Он берёт классическую Венеру и вытаскивает из неё ящики, он как будто бы раскладывает и визуализирует её внутренний мир».
Для тех, кто захочет лично «разобраться в Венерах» и увидеть другие работы художника, сообщаем: выставка работает до 25 сентября.
Любовь и Боги Сальвадора Дали
Как подготавливали творения к открытию, запечатлел фотокорреспондент «Клопс» Александр Подгорчук.