Второклашка из Калининграда чуть не ткнул ручкой в глаз соседу, поцарапал учительницу и срывает уроки. Родители одноклассников всполошились, дело дошло до ПДН. «Клопс» попытался разобраться в этой истории и узнать, что делать взрослым в такой ситуации.
«Буллинг в родительском чате»
У 9-летнего Вовы (имя изменено) СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Мальчику бывает трудно сосредоточиться и управлять своими эмоциями. «Но он учится хорошо. Это не болезнь, это гиперактивность. Её сейчас всем ставят», — считает мама второклассника Ирина (имя изменено).
К школе Вову готовили, знакомая учительница взяла его в свой класс. Через некоторое время начались жалобы. Ирина говорит, что ребёнка «постоянно провоцировали». Родители стали писать в общем чате: то кого-то задел в игре, то чья-то мама собиралась сидеть в классе и следить за поведением Вовы.
«Он постоянно отвечает на реплики, поднимает руку. Я сразу говорила: найдите к ребёнку подход, пожалуйста, он не дурак, он всё понимает. В садике нашли подход, мы с воспитателями и детьми до сих пор дружим. Если нужно, пусть сын ходит к психологу. Да, он вспыльчивый», — добавляет Ирина.
Вову перевели в другой класс. Как уверяет мама — после него перешли ещё человек шесть: «Были жалобы на педагога, а на сына уже штамп поставили, из него делают монстра. Да, он может матом сказать. Что он, один, что ли? А ругают всегда только его».
Во втором классе проблемы начались снова. Даже ПДН вызывали. «Заменяла учительница, наша болела. Вова поднимал руку на уроке, кричал, чтобы его спросили. Учительница его не спрашивала специально. Мальчик, который сидит за ним, начал его дразнить: "Тебя никто не спросит!" Сын развернулся и кинул в него ручку, попал по лбу около глаза».
Ирина считает, что родители мальчика «устроили шоу», поехав снимать побои. С Вовой поговорили сотрудники ПДН, посоветовали сходить к психологу: «Он пару раз сходил и говорит: мам, мне неинтересно».
У Вовы случился конфликт с одноклассницей. Ирина объясняет это так: «Девочка к нему постоянно липнет. Мне пишет учительница, что сын книжкой по рукам и по голове ударил. Я его поругала. Он сказал, что девочка достала. Он подходил к учительнице, но та не отреагировала».
Вова занимается самбо и футболом, хорошо рисует, участвует в конкурсах: «Учитель физкультуры сказал, что он дерзкий, но ничего плохого в нём не видит». А вот родители одноклассников, по словам Ирины, постоянно критикуют Вову, в чате образовался «целый клан»: «Одна мамочка пишет: кого он обидел, пусть пишет заявление на имя директора. Год мы закончим, постараемся перевестись в другую школу. Это настоящий буллинг, но в суд я не могу подать, доказательств нет».
«Родители позволяют себя матом посылать»
Член родительского комитета Анна (имя изменено) говорит, что Вова обижает детей, поднимает руку на учителя, матерится: «С ним никто не может справиться, учитель делает замечание, а в ответ получает "да пошла ты". Она пыталась как-то разнять его с девочкой, он её руку поцарапал».
Анна вспоминает случай с ручкой, когда родители пошли в полицию: «Другие не обращались, но тоже у детей фиксировали в травмпункте побои, он бил мальчиков. Он и девочек обижает, пинает, наступает на ноги. Кто-то из родителей ходил к администрации, но школа, к сожалению, не может предпринять ничего. Исключить его не могут».
Глава родительского комитета считает, что корни такого поведения — в Вовиной семье: «Там все трое детей такие же. Из разговоров с мамой понятно, что она тоже агрессивная. Она пытается сказать, что все кругом плохие, одни они хорошие. Родители Вовы позволяют матом себя посылать: на экскурсии все слышали, как он с мамой разговаривал».
По словам Анны, учительница пыталась бороться, пока Вова не стал на неё прилюдно замахиваться: «Она после этого в больницу слегла, нервы не выдерживают. Дети спрашивают, когда уже Вова переведётся в другую школу».
«Если его бросить в таком состоянии, он очень озлобится»
«Клопс» обсудил ситуацию с калининградским психоаналитиком Алексеем Хидоятовым.
Влияет ли диагноз мальчика на его поведение?
Да, влияет. Задача мамы — позаботиться о ребёнке, отправить его к детскому медицинскому клиническому психологу, специализирующемуся на СДВГ, или в группу для таких детей. Его просто нужно научить.
В нашем обществе нет инклюзии, люди редко стремятся понять какие-либо болезни, ментальные, физические ограничения других. Есть и взрослые с СДВГ, и в жизни вы никогда не догадаетесь. С таким диагнозом и начальник может быть.
Мама знала, что у неё трудный ребёнок, что с ним бывают сложности. Я уверен, что были прецеденты раньше. Просто в тех ситуациях общество было более гибкое, шли навстречу, помогали. А здесь, может быть, появился стимул. Если группа в целом спокойная и нет других приближённых к СДВГ детей, они не хулиганят, то он так и не отреагирует.
Мальчик в чём-то виноват? Кто несёт ответственность за конфликты?
Все дети без исключения — и пострадавшие от хулиганства, и сами хулиганы — это жертвы. Вот лет в 14, когда появляется какое-то самосознание, когда есть уже правовое поле, можно сказать, что ребёнок идёт на правонарушение.
Хулиганство — это всегда симптом семьи либо симптом системы. Если в одной школе и классе симптоматика у ребёнка есть, а в другой нет, то дело в учителе, директоре, завуче. В тех, кто создаёт условия для детей.
- Первый, кто должен нести ответственность, это педагог. Как только он услышал первые звоночки, его задача — обратиться к директору, психологу, соцработнику и заниматься этим ребёнком, чтобы тот адаптировался в классе.
- Следующий, кто несёт ответственность, это родители. Их задача — знать, понимать, разбираться в своём ребёнке. Они всю жизнь его воспитывают, они должны знать все его особенности, побывать у всех врачей.
- Последний, кто несёт ответственность, это родители пострадавших детей. Их задача — объяснять детям, что в этом мире не все одинаковые, вы можете встречать деток, непохожих на вас. и нужно уметь с ними общаться.
Почему мальчик ругается матом в 9 лет?
Если ребёнок посылает маму матом, а она его не поправляет, это говорит о том, что ребёнок явно не знает ни своих, ни чужих границ. Явно есть пробелы в воспитании. Не потому что мама плохая, просто у неё много задач. Хорошо, если бы она обратилась за помощью в воспитании. С ребёнком нужно работать.
Как выйти из этой ситуации?
Единственный выход — это принятие ответственности каждым участником конфликта.
Другие родители хотят сатисфакции, какой-то расправы и компенсации. Я бы в первую очередь пошёл на диалог с другим родителем со словами, что у нас общая проблема. Давайте разбираться, почему мой не дерётся, а ваш дерётся. У вас в семье так принято? Если да, то надо запретить общаться с моим ребёнком.
Что нужно сделать, чтобы не травмировать мальчика?
Если его бросить в таком состоянии, давить на него, буллить, пугать, всячески внушать ему, что он враг, он очень озлобится. Те, кто клеймит его сейчас, добьются, чтобы он стал хулиганом.
Чтобы не травмировать ребёнка, надо идти к психологу, подыскать специалиста. Если есть возможность, увести из этой школы. Ни в коем случае не говорить ребёнку, что он плохой. Надо научить его понимать, когда он перевозбудился, когда нужно остановиться, отойти от друзей, посидеть. Это всего лишь вопрос навыка.
В другой школе предупредить о СДВГ, найти контакт с педагогом. Или найти учителя, который поймёт, что происходит.
Больше половины школьников сталкивались с буллингом — такова статистика. «Клопс» собрал истории бывших изгоев, задир и наблюдавших за унижениями со стороны и выяснил, как бороться с этим явлением.