В Калининграде задумались о сокращении нескольких автобусных маршрутов через центр города. «Клопс» спросил экспертов, станет ли удобнее пассажирам и кто выиграет от такого решения.
Пассажиру пересадка не нужна
Калининграду нужно менять маршрутную сеть. Просто так людей не приучить прыгать из автобуса в трамвай, считает профессор Московского автодорожного института Михаил Якимов.
«Если трамвай будет дублировать кучу маршрутов, кто будет пересаживаться? Для пассажира пересадка не нужна. Ему желательно, чтобы автобус отправлялся от подъезда дома до работы. Пересадка нужна, когда неравномерный спрос. С экономической точки зрения, необходимо, чтобы на разных участках работал разный система транспорта с разной провозной способностью: где мало людей — ездит маршрутка и везёт всех до большого автобуса или трамвая», — говорит эксперт.
По мнению профессора, чтобы снизить дискомфорт от пересадки, пассажир должен ощутить экономическую выгоду. Без внедрения единого проездного не обойтись.
Автобус в общей пробке — неэффективно
Чтобы пересаживать людей из автобусов в трамвай, нужно детально изучить пассажиропоток, считает эксперт ОНФ Николай Мельков.
«На первый взгляд, выиграют автомобилисты, а вот с остальными участниками дорожного движения сомнительно. Для начала надо узнать загрузку. Если людям придётся пересаживаться, то, наверное, выходить нужно не в центре дороги и идти к автобусу. Нужны платформы, транспортно-пересадочные узлы», — отметил Мельков.
Специалист считает, что реформа может быть успешной, когда общественный транспорт поедет быстрее, чем остальные машины. Дополнительная пересадка сделает поездки ещё более непривлекательными: «Если автобус или трамвай стоит в общей пробке, то эффективности в услуге не будет никакой».
Отказаться от кондукторов
Следующим этапом должно стать сокращение кондукторов, говорит транспортный инженер Иван Ниязов.
«Нужно вводить билеты с длительным действием и увеличить стоимость разовых. Обязательное условие — проверки пассажиров с полицией. Штраф за безбилетный проезд нужно уравнять с ценой месячного проездного. Через несколько месяцев пассажиры привыкнут, увидят, как штрафуют «зайцев», и будут исправно платить за поездки. По такому пути пошли многие города, в том числе и в России», — говорит Ниязов.
По словам специалиста, работу кондукторов нельзя перекладывать на водителей. Проиграют все: сборы будут меньше, а маршруты —менее востребованными.
«Водитель может продавать билеты, но только разовые, например, для туристов. Хотя с учётом того, что везде стоят валидаторы, не нужно и этого», — считает инженер.
Центр организации перевозок и пассажирского транспорта предлагает калининградцам выбрать подходящий тип проездного билета. Если нужного варианта нет, своё мнение можно оставить в комментарии «ВКонтакте».
В Калининграде предложили создать три пересадочных пункта, чтобы разгрузить центр города от автобусов и избавиться от дублирования маршрутов.