«Понаехали тут» — такая присказка сегодня вылетает из уст не только жителей столицы. К приезжим местные относятся по-разному: одни не замечают, другие хают. А как регион «новым калининградцам»? Мы спросили их об этом.
«Говорят, местные не умеют дружить глубоко»
Полгода назад 35-летняя Жанна (имя изменено) переехала в Калининград — здесь уроженке Красноярска предложили работу. Для разведки хватило пары месяцев. Обустроившись, женщина привезла и ребёнка.
«Первым делом искала жильё. Тут я стрессанула довольно серьёзно. Июль — разгар турсезона: всё что можно сдают отдыхающим. И только висит месяцами объявления о сдаче «однушки» на Верхнем озере за 50 тысяч».
Жанна прикидывала: летом средний ценник за хорошую однокомнатную — в районе 30 тысяч рублей, «двушку» по реальной цене найти и того сложнее. На удивление — повезло.
«С недвижимостью здесь, конечно, всё сложно. Адекватного жилья мало: квартиры с ремонтом из 90-х в старых депрессивных домах сдают по стоимости новостроек в хорошем районе Екатеринбурга. А новостроек здесь почти не найти. Их, видно, покупают или переехавшие, или местные — как раз чтобы три месяца лета заработать на аренде на год вперёд».
А что сами калининградцы? Сибирячка судила по работодателю: «Показались мне весьма дружелюбными. Наверное, даже чересчур». Окружающие без стеснения заваливали Жанну вопросами, которые «обычно малознакомым людям задавать не принято».
Но к этому я быстро привыкла. Понравилась свобода нравов — видно, сказывается близость к Европе».
С коренными калининградцами сдружиться непросто — то ли дело другие приехавшие. Более опытные в этих делах товарищи дали Жанне пищу для размышлений: «Говорят, местные не умеют дружить глубоко, что странно — сами ведь понаехали когда-то».
Покорить коллег женщина пыталась сногсшибательным видом. Когда пришла пора заняться причёской, Жанна заскочила в салон, и зря: «Обещали покрасить по какой-то японской технологии, но в итоге сделали голову рыже-розовой. Мастера как будто не следят за трендами. Тот же маникюр: весь мир два года делает гель-лак под кутикулу. Здесь — диковинка».
Здешний климат показался комфортным, разве что летом было невыносимо жарко. Особенно «бестолковыми» показались ливни в +25 — вроде дождь, а вместо свежести — парник.
«Зимой, когда температура опускалась до -12 градусов, я очень замерзала. Выходила в пуховике, который даже в Сибири надевала только в -35. Видимо, из-за влажности здесь холод пробирают до костей. Я привыкла к сухому морозу: такой колет щёки, но даёт спокойно гулять».
Соскучилась Жанна и по питьевой воде: на родине она была вкусной даже из-под крана — владельцы фильтров, считай, зря переплачивали.
«Тут с фильтром вода будет без осадка, но не вкусная. Каждый день хожу к автомату, чтобы набирать воды с озоном — её использую для готовки и питья. Мыться приходится под той, что из крана. И это целая история — промыть голову от шампуня».
Есть и другие наблюдения:
- «Утренние пробки. Не понимаю, как в маленьком городе можно стоять на одной остановке больше 20 минут».
- «В Калининграде очень большое количество пивных точек. Соответственно, и алкашей, которые вокруг них собираются и орут».
- «Бездомные псы. Их точно чипируют? Под конец зимы, когда начинаются собачьи свадьбы, они кажутся весьма агрессивными».
- «Продавцы в супермаркетах — вот кто не выдавит и капли лояльности. Но всё меняется с приходом туристического сезона. Может быть, за улыбки доплачивают?»
- «Вы замечали, как много после дождей бывает слизней? Осенью страшно смотреть под ноги».
- «Здесь немногие выполняют обещания, придерживаются договорённостей. Наверное, это локальный менталитет».
При этом Калининград богат на скверы, парки и места отдыха — их сибирячка насчитала больше, чем в родных краях. «Обожаю птиц, флору и фауну. А сколько здесь котов! Полюбила лето за цветущий город, листья всевозможных оттенков и форм», — чаще всего Жанна ходит гулять по Ботаническому саду или выбирается на Балткосу.
По её мнению, калининградцам повезло не только с природой: «Прекрасна аура старых районов. Немецкие дома бесподобны, даже если на них висят современные тарелки и зеркала».
Язык до Киева доведёт
СММ-специалисту Дарье Тереховой 22 года. Перебраться в Калининград девушка из Брянска решила пять лет назад, когда пришла пора подыскивать университет.
«Очень хотелось свалить в место, куда не поедет никто из знакомых. Я бывала в Калининграде раньше, когда приезжала в гости к дяде. Город чуть-чуть знала».
Даша считает, что молодые быстрее начинают ориентироваться на местности — всё благодаря студенческой активности. Что значит «площадь», «Балтон» и «Зелик», она уловила за считанные месяцы.
«Но в этом и минус — это очень тесный город, к которому быстро привыкаешь. Я скоро начала считать себя калининградкой. И атмосфера совсем не такая, как в Брянске: здесь все друг про друга всё знают».
Теория «шести рукопожатий» не раз играла с девушкой злую шутку. Например, когда «пытаешься устроиться на работу, а про тебя там уже кто-то токсичный насплетничал». Или наоборот, перехвалил.
Вопрос о развитии в какой-нибудь сфере: сто процентов наткнёшься на людей из прошлого. Я не хотела бы затеряться в толпе, но дискомфорт от этого есть.
Местные любят прихвастнуть внушительным опытом путешествий по Европе — соотечественники из «большой» России привыкли слышать о доступности виз и соседней Польше. Дарья пока не приобщилась: «А когда? Учёба, работа, закрытые границы».
Молодёжь рвётся в Москву и Питер, Даша уверена: напрасно. «Ко мне недавно приезжала знакомая из Казани, жаловалась, что город её сдавливает. А я вдруг осознала: через какое-то время любое место становится тесным. Просто главное, чтобы оно тебе подходило». Найти отдушину можно в путешествиях по области и необычных развлечениях — например, прогулках на лошадях.
О чём судачат студентки? И о мальчиках тоже. В вузовские годы Даша заметила особенность калининградских кавалеров: все очень хорошо знают себе цену и много красуются.
«Но мне всё равно нравится в Калининграде. Хотя зарплаты, конечно, здесь низковатые. Что поняла: хочешь стать богатым — открывай бизнес. Несколько знакомых-ровесников без больших вложений втягивались в это дело с нуля, никто не прогорел», — везло владельцам шоурумов, сервисных центров и программистам.
Не Кёнигсбергом единым
Смолянка Виктория Волкова переехала в область 2010-м после окончания школы. Годом раньше они с мамой провели в Калининграде двухнедельный отпуск. В город влюбились обе.
«В первый месяц мы поселились в гостях у одного знакомого, потом нашли жильё через объявление — комнату в квартире у дедушки. Я сразу же поступила в художественно-промышленный техникум на секретаря-референта».
Не нравится, что в Калининграде как-то принято приписывать себе достопримечательности, оставшиеся от Кёнигсберга. Можно подумать, что нам больше здесь гордиться нечем».
«Я всегда была активной, студенткой принимала участие в волонтёрской жизни техникума — даже получала стипендию от города. Когда проходила на неё собеседование, познакомилась со студентом КМРК. Шесть лет дружили, веселились, гуляли... поженились», — сейчас супруги воспитывают двух дочерей.
А могут ли осевшие бросить Калининград? Виктория говорит, что это реально: «Двигаться дальше? Считаю, что нет предела совершенству, поэтому если будет такая необходимость, перееду в другой город».
Каждый седьмой россиянин хотел бы после выхода на пенсию переехать в Калининград.