11:08

«За день сгрызал от пяти до десяти ручек»: калининградка — о своём гиперактивном сыне и буре в родительском чате

  1. Статьи
«За день сгрызал от пяти до десяти ручек»: калининградка — о  своём гиперактивном сыне и буре в родительском чате - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

Почему дети бывают агрессивны и как к этому правильно относиться? Калининградка Наталья С., мама гиперактивного мальчика с синдромом дефицита внимания, согласилась рассказать «Клопс» свою историю. Мы также послушали советы психолога.

Человек под партой

Началось всё в первом классе. Поначалу сын ещё держался, но чем дальше, тем становилось трудней. Он мог просидеть несколько уроков под партой.

Я посмотрела видео, снятое учителем. Идёт урок, кто-то повернулся к соседу, кто-то уставился в окно. На их фоне мой сын сильно выделяется. Нет, он не мешает другим, не отвлекает. Но постоянно вертится, и это нельзя не заметить. 

Или такой сигнал. Дети часто грызут ручки: понервничал человечек, переутомился от школьных нагрузок. Мой сын за день сгрызал от пяти до десяти ручек.

Всем знакомая картина: пришёл ученик младших классов из школы, лёг немножко полежать, поспал — и за уроки. Мой же ребёнок уставал так, что его просто вырубало. Засыпал на уроке, в автобусе, на пороге дома. Добудиться невозможно. Необычное поведение часто приводило к конфликтам с одноклассниками.

В первом классе я в школу по вызову педагогов ходила, как на работу. Меня просили посидеть в классе во время уроков. Учителя надеялись, что при мне мой сын будет вести себя лучше. Помню первый поход. 

Захожу в класс и вижу: дети занимаются, а мой бегает по классу и прячется от меня под партами.

Я его поймала, усадила, попыталась объяснить задание. Он начал психовать, потому что устал вконец.

Мой ребёнок объяснил как мог, что чувствует в этом момент. Выглядит это примерно так: представьте, что вы делаете что-то очень важное. Например, пишете статью. А вокруг вас рой пчёл. Вы начинаете от них отмахиваться, и тогда к пчёлам присоединяются злые собаки…

 Агрессия

Бывает агрессия у здоровых детей на ситуацию, а бывает агрессия как симптом заболевания. Ребёнок с синдромом гиперактивности и дефицита внимания не знает, что делать, как реагировать на навалившиеся усталость и напряжение. Он не знает, что проблема решается очень просто: ему надо выйти из класса и пять минут походить в коридоре. 

В первом классе мой сын начал кусаться. Например, одноклассник несильно пнул его, а сын поймал обидчика за ногу и укусил до крови.

На парте впереди сидели мальчик с девочкой. Мальчик время от времени тыкал девочку кулачком между рёбер. Сын сделал ему замечание. Не помогло. Тогда сын встал и дал мальчишке учебником по голове.

Как эта история выглядит со стороны учителя? Ученик ни с того ни с сего встаёт посреди урока и со всей силы лупит одноклассника.

Страсти в родительском чате бурлили. Было проведено целое расследование. Девочка подтвердила, что её таким образом защищали.

«За день сгрызал от пяти до десяти ручек»: калининградка — о  своём гиперактивном сыне и буре в родительском чате - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

Я сама была такой. Когда грянул подростковый возраст, моя мама чудом не поседела. В конце концов она просто махнула на меня рукой: «Делай, что хочешь. Не будешь учиться, пойдёшь мести улицы. Это тоже важная и нужная профессия». В тот момент, когда меня перестали воспитывать, мне пришлось самой адаптироваться к окружающей реальности методом рискованных проб и ужасных ошибок. 

Конечно, что-то от той детской болезни в моей психике осталось навсегда. Например, я очень легко отвлекаюсь. Могу зайти в комнату и забыть, зачем я сюда пришла. У меня пять ежедневников, иногда и они не помогают. 

А если я ещё не высыпаюсь или стресс какой приключился… Я как-то на работу в домашних тапочках пришла. 

Со своей проблемой я ходила к врачам, занималась с психологом. Теперь я знаю, как это у меня работает. А ещё я знаю, что моя болезнь даёт мне и плюсы. Один из них – гиперконцетрация. Нам трудно сосредоточиться, но если уж получилось, то отвлечь практически невозможно. Гиперконцентрация спасла, когда поступала в вуз. Две недели перед экзаменом я себя дрессировала, из-за стола выходила только в туалет, брат ставил передо мной тарелки с едой. Сдала. 

Гиперконцентрацию провоцируют книги. Откроешь «просто посмотреть», а закроешь в два часа ночи, когда прочитаешь все пятьсот страниц.

У сына такая же ситуация с конструкторами «Лего». Вот он сел за «Лего», и у меня есть два часа — ребёнок на это время «выпал» …

«Плохое воспитание»

Таких, как мой сын, в Калининграде много. К сожалению, далеко не всегда их заболевание диагностируется. Конечно, есть ужасные случаи проявления такими детьми агрессии по отношению к сверстникам, когда ясно: этого ребёнка надо показать психиатру. 

Но иногда окружающие безапелляционно ставят диагноз: «Он просто плохо воспитан».

И тогда родители начинают «бомбить» учителей: «Вы не можете найти подходы! Чему вас учили?!» А дома «дают ремня» и заставляют по двадцать раз переписывать учебное задание. Такие методы загоняют несчастного ребёнка глубже в его болезнь, делая его ещё и агрессивным.

«За день сгрызал от пяти до десяти ручек»: калининградка — о  своём гиперактивном сыне и буре в родительском чате - Новости Калининграда

Нам повезло с учителями 

Меня поразило отношение других детей к моему сыну. Как бы он ни бегал и ни прятался под партами, но вот закончился урок, и к нему стали подходить дети. Кто-то угостил конфетой, кто-то просто пообщался. Никто над ним не смеялся, никто никаких претензий не высказывал. С ним общались на равных. В этот момент я поняла, что буду держаться за эту школу и за эту учительницу обеими руками.

Сын не мог долгое время делать письменные работы в классе. Начали с этим разбираться, и сын впервые всё выполнил дома. 

Учительница большими буквами красной ручкой написала в его тетради: «Молодец! Я тобой горжусь!»

Сейчас он с радостью уходит в школу на два урока. На третий его не хватает. Весь класс знает, что какие-то предметы он учит дома и если сын пересаживается за последнюю парту, это значит, что он устал.

А ещё сын поступил в адаптивную школу по плаванию. У него проблема с моторикой, чего не видят окружающие его люди. Мы попали в госпрограмму. Периодически сына «заносит»: щенячий восторг от воды зашкаливает, и мы перестаём слышать тренера. Но, слава богу, тренер умеет работать с такими детьми.

Песочница как инструмент постановки диагноза

 Комментарий психолога Елены Пачковой

Елена Пачкова  | Фото: предоставлено ЮЛА
Елена Пачкова. Фото: предоставлено ЮЛА

Некоторые дети — «шустрики» от рождения. Это абсолютно нормально, никому и в голову не придёт поставить такому ребёнку диагноз «гиперактивность и синдром дефицита внимания» (СДВГ). 

Но если сверхактивность ребёнка мешает ему развиваться, социализироваться, получать позитивный опыт общения со сверстниками, если всё это доставляет много переживаний не только ребёнку, его семье, но и окружающим — надо как можно раньше обратиться за помощью к врачу, неврологу или психиатру. Для начала можно проконсультироваться у психолога, именно психолог подскажет родителям эффективные принципы воспитания и способы реагирования на проблемное поведение ребёнка.

Нарушения в поведении, о которых мы говорим, проявляются в раннем возрасте. Отличный тест — детская песочница. 

Малыши двух, полутора лет ещё не играют вместе, но они рядом и уже пытаются коммуницировать. И вдруг появляется ребёнок, которого выгоняют из общей песочницы.

Ребёнок бросает сверстникам песок в лицо, совершает странные импульсивные движения, может ударить без повода. Поведение таких детей-шустриков столь ярко, столь странно и непонятно, с точки зрения других родителей, что те не выдерживают: возмущаются и просят быть от их детей подальше.

При отсутствии анализа…

Эти дети импульсивны. Для них характерна мгновенная реакция при отсутствии какого-либо анализа ситуации. Например, один ребёнок ударил другого. Начинаем разбираться. Ударивший говорит: «Он замахнулся на меня». А тот никого бить и не думал, он просто хотел поправить шапку.

Как-то я спросила школьника, которому поставили СДВГ как медицинский диагноз, что он чувствует в такие моменты? Он ответил: «Я не знаю, у меня просто начинает болеть голова, а дальше я ничего не помню». Часто такие дети даже не могут ответить на вопрос «Почему ты ударил?»

Первопричина развития детской агрессии в этом случае — синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Одно из его проявлений — ребёнок слушает, что ему говорят родители, как надо себя вести, но не слышит, легко отвлекается. Он просто не может сосредоточиться на этом. Из-за своей расторможенности и импульсивности ему трудно соблюдать правила, даже те, которые запомнил и готов выполнять. И чем больше взрослые делают таким деткам замечаний, чем больше раздражаются при этом сами, чем активней наказывают в «воспитательных» целях, подчас импульсивно и несправедливо, тем выше вероятность формирования у ребёнка агрессивного поведения. Это прямая зависимость.

«За день сгрызал от пяти до десяти ручек»: калининградка — о  своём гиперактивном сыне и буре в родительском чате - Новости Калининграда

Синдром агрессии

Главный источник информации для ребёнка — взрослые. Дети копируют нас, наши реакции, наши слова, наши поступки. Если мы кричим на гиперактивного ребёнка и наказываем за его поступки, которые он ещё не осознаёт (а это наша взрослая агрессия), то мы старательно взращиваем его агрессивность. И это вместо того, чтобы воспитывать у него умение себя контролировать, сдерживать, соблюдать правила. Здесь родители должны показывать пример терпения, уважения, сопереживания… 

Насколько мы, взрослые, готовы менять свои привычки и отказываться от чего-то ради своего ребёнка? Мой опыт показывает, что далеко не всегда и не все готовы. 

Самое поразительное объяснение этой неготовности — фраза «Меня так же воспитывали, и ничего, вырос».

И родители исчезают

Родители приходят на консультацию с запросом «сделайте с нашим ребёнком что-нибудь». Я предлагаю начать с анализа их воспитательных позиций, привычек и установок, семейных традиций. К сожалению, некоторые родители после предложения начать менять свои привычные стратегии воспитания на более эффективные, исчезают. 

Как правило, такие родители кочуют от психолога к психологу или закрываются фразой «Как-нибудь наш ребёнок это перерастёт». 

Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда родители видят, что у ребёнка проблема, но… не хотят это признавать или боятся. Они «убегают» от проблемы. Например, педагоги говорят маме: «Ваш ребёнок избил другого», а в ответ: «Нет, не может быть, всё наоборот. Это моего ребёнка избили, а он просто дал сдачи». С подобным я сталкиваюсь очень часто. Таких родителей пугает рекомендация психолога обратиться за медицинской помощью. 

Вовремя поставленный диагноз и назначенное лечение даёт ребенку больше шансов легче и успешнее адаптироваться в детской среде. А возможно, и вовремя обратить внимание на более серьёзные проблемы психического развития и здоровья. 

А есть ещё третий момент: родители признают, что у ребёнка проблема, но не ищут ресурсы для преодоления. И тогда я слышу: «У меня нет времени этим заниматься, выполнять ваши домашние задания». Часто ссылаются на то, что «у меня на работе столько всего и дома дела, а тут ещё я должен что-то делать, что-то наблюдать, что-то менять, а еще и менять что-то в себе».

Если психолог ведёт коррекцию поведения ребёнка, а родители к этому процессу не подключаются, изменить что-либо очень сложно.

Приведу пример. Ребенок с гиперактивностью, которого я наблюдала несколько лет. Его родители игнорировали рекомендации психолога, ссылаясь на свою занятость, обвиняя в том, что происходит с их ребёнком, детский сад, а потом школу. 

В результате из доброго весельчака-шустрика получился преступник. Сейчас он отбывает срок в колонии.

Такие дети в силу слабых волевых качеств быстро поддаются влиянию, особенно негативному, быстро попадают в зависимое поведение. Любому ребенку хочется внимания, хочется быть принятым и понятым. И если этого не хватает в семье, то ребёнок, особенно подросток, будет искать поддержку на стороне, и часто в криминальной среде.  

Другая история из моей практики: у ребёнка в школе очень ярко проявлялся синдром дефицита внимания и гиперактивности с агрессивным поведением. Школа и родители приняли решение вести занятия по индивидуальному учебному плану. 

С ребёнком начала заниматься… школьный библиотекарь. Женщина с огромным терпением и пониманием того, что за ученик рядом с ней.

Года оказалось достаточно, чтобы ребёнок смог снова учиться вместе со своими сверстниками. Он по-прежнему оставался «шустриком», но у него уже не было таких ярких проявлений отклоняющегося от нормы поведения, когда он мешал и себе, и окружающим. Я встретилась с ним, когда он уже повзрослел. С какой же теплотой он вспоминал «самого лучшего учителя» — школьного библиотекаря…

Отрицательное внимание

Если ребёнок привыкает к замечаниям, крику, наказаниям, то он привыкает и к «отрицательному вниманию», которое для него лучше, чем вообще никакого. Таким образом взрослые сами формируют и закрепляют нарушения в поведении, которые им так не нравятся.      

Сейчас много ресурсов в детских садах и школах, чтобы помогать родителям в преодолении трудностей воспитания детей с гиперактивностью. Это и индивидуальные учебные планы, и тьюторы — специалисты, помогающие ребёнку в учебном процессе, и психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги. В Калининградской области есть сеть психолого-педагогических консультативных пунктов, где можно получить помощь и поддержку. Было бы желание помочь своему ребёнку. 

Есть вопросы по теме? Нужна помощь специалиста? Обращайтесь в общественные организации ЮЛА и «Лучики» (+7 (952) 117-52-70, Наталья) за бесплатной консультацией.