16:50

На сцене калининградской драмы сыграли незрячие и слепоглухие актёры

  1. Статьи
На сцене калининградской драмы сыграли незрячие и слепоглухие актёры   - Новости Калининграда | Фото: «Клопс»
Фото: «Клопс»

Трое мужчин и три женщины сидят на большом диване, который, как в волшебной сказке, едет сам. Два круга. Остановка. На сцене загорается свет. Люди одеты в разноцветные жакеты, на ком-то красный шарф, на ком-то — фиолетовые банты. В левом углу музыканты играют на средневековых инструментах, в правом девушка-сурдопереводчик готовится рассказывать руками о том, что происходит на сцене.

При чём тут селёдка?

«Здесь больше, чем просто селёдка» — спектакль, в котором играют шестеро слепоглухих и незрячих актёров. Его поставили в центре творческих проектов «Инклюзион» и привезли к нам на фестиваль «Башня».

«Инклюзион» с 2017 года открывает доступные для всех театральные школы. «Есть такая школа и в Калининграде», — говорит директор по развитию творческих проектов Татьяна Медюх.

Нынешнее представление основано на картине Питера Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы». Полотно передаёт значение более чем 100 поговорок: «Сидеть на пепле между табуретами», «Вешать плащ по ветру», «Привязать Христу льняную бороду». Некоторые выражения так и останутся загадками. Например, пословица «Здесь больше, чем просто селёдка» значит «тут есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд». Актёры писали к картине тексты-ассоциации, из которых и состоит спектакль. «Уникальность картины в том, что художник впервые изобразил людей с особенностями. Здесь незрячие видят больше, а люди, которые пытаются взять от жизни всё, слепы», — говорит режиссёр Туфан Имамутдинов.

В первые 15 минут спектакля внутренний мир зрителя рвётся, мечется и, наконец, расширяется. Ты будто бы обретаешь другой угол зрения. Перед тобой люди, которые знают о жизни нечто другое. Как таковой фабулы нет. Актёры говорят о простых радостях. Они не видят мир, но знают и чувствуют: сквозь тепло, звуки, ощущения текстур, прикосновения и музыку.

«Первое, что мы сделали, мы пригласили тифлокомментатора (он описывает предметы, пространство и действия для незрячих зрителей — ред.) и разбирали картину Брейгеля буквально по кусочкам», — говорит Татьяна.

Два музыканта, коллекционирующие инструменты времён Средневековья, импровизируют, реагируя на движения артистов. 

Об актёрах

Актёры не профессионалы, их отобрали с помощью кастинга. Каждый предложил свои образы и тексты к выбранным пословицам. «Для нас было важно, что наши артисты — это не исполнители, а соавторы. Они играют без «костылей» — без профессиональных артистов или людей, которые водят по сцене. Они существуют автономно», — говорит режиссёр.

Наталья Горох родилась в Абхазии, в Москву переехала ради школы для слепых детей. Долго работала корректором, редактором в типографии. В школе ходила в театральный кружок и хор. «Безумно хотелось попасть на проект спектакля по Брейгелю. Это новый шаг для меня — принять участие именно в профессиональном спектакле».

Ирина Поволоцкая — звезда инклюзивного театра, о ней снимают документальные фильмы и пишут статьи. Она с детства не слышит, а остатки зрения потеряла, уже будучи взрослой. Была в депрессии. Благодаря фламенко, театру, живописи Ирине удалось выйти из кризиса на другой уровень жизни. Она создала свою театральную труппу и написала большую часть текстов для спектакля «Больше, чем просто селёдка».

Сергей Парахин по профессии педагог, работает с детьми, имеющими инвалидность. Любит путешествовать, интересуется музыкой, литературой и историей.

Роман Пугачёв — обладатель среднего технического и высшего образований. Поклонник экстремальных видов спорта. «Я думаю, главное, чтобы спектакль был хороший, а видит актёр или нет — в сущности нет никакой разницы».

Алексей Горелов не слышит с рождения. Был рабочим на заводе, внезапно стал терять зрение. А потом в его жизнь появился театр. Алексей играл на одной сцене с Евгением Мироновым, Егором Бероевым, Алисой Фрейндлих. Алексей похудел на 60 кг, а в 2019 году стал первым в России параатлетом, преодолевшим дистанцию олимпийского триатлона.

Надежда Голован работала инженером, возглавляла российский женский комитет по шахматам. Потом встретила любовь юности, второй раз вышла замуж. Надежда — вице-президент общественной организации поддержки слепоглухих людей «Эльвира». В качестве актрисы регулярно выходит на сцены московских театров.

Питерский театр «ТриЧетыре» показал инклюзивный спектакль «Разноцветная книга» по произведению Самуила Маршака. В Калининграде его посмотрели особенные дети.