17:52

10 отличий Алма-Аты от Калининграда: спецрепортаж «Клопс»

  1. Статьи

В ноябре из Калининграда открыли прямое авиасообщение с Казахстаном. Компания Nordwind доставит в Нур-Султан (Астану) и Алма-Ату. В числе первых пассажиров в бывшую столицу отправился  и корреспондент «Клопс». Чем удивила Алма-Ата — в нашем специальном репортаже.

1. Убрали заборы

После развала СССР её переименовали в Алматы, но в России, где живёт немало выходцев из бывшей советской республики, привыкли именовать город по старинке. 

Больше 20 лет назад Алма-Ата перестала быть столицей Казахстана. Здесь живут два миллиона человек. Несколько лет назад мегаполис пережил глобальные изменения. Их не побоялся инициировать бывший мэр Бауыржан Байбек — сейчас он зампред лидирующей политической партии страны. Консультировал власти всемирно известный специалист по городской среде Ян Гейл. 

Сегодня Алма-Ата — город, где нет заборов. Несколько лет назад там изменили подход к благоустройству, и теперь все улицы открыты. Чтобы пешеходы не выбегали под машины, власти стараются обустраивать «зебры» в многолюдных местах. На тротуарах вы не встретите дорожные знаки или столбы: путь свободен. 

Фото: «Клопс»

2. Отказались от маршруток и добавили выделенные полосы

В Алма-Ате провели реформу общественного транспорта. Покупкой подвижного состава дело не ограничилось: из города полностью убрали маршрутки, 80% автобусов перевели на газомоторное топливо, а часть дорог попросту закрыли для личных автомобилей. Общественный транспорт меньше стоит в пробках. 

Власти решили, что автобусы и троллейбусы должны быть исключительно муниципальными. Они ходят по расписанию и не забиты под завязку. На самые загруженные направления пустили автобусы-«гармошки». Билет стоит около 12 рублей. 

Чтобы водители не выезжали на выделенные полосы, на каждом перекрёстке стоят камеры.  

10 отличий Алма-Аты от Калининграда: спецрепортаж «Клопс» - Новости Калининграда | Фото: «Клопс»
Фото: «Клопс»

На остановках есть схемы: для удобства указаны только ближайшие маршруты. Сами павильоны очень похожи на калининградские, но в отличие от наших они чистые, на них не клеят объявления, а рядом не пристраиваются торговцы. За всем этим внимательно следят местные правоохранительные органы. 

10 отличий Алма-Аты от Калининграда: спецрепортаж «Клопс» - Новости Калининграда | Фото: «Клопс»
Фото: «Клопс»

Улицу Тимирязева — одну из центральных — отдали под общественный транспорт, сократив проезжую часть с шести полос до двух, а по центру дороги сделали выделенку для автобусов и троллейбусов.  Там же разместили посадочные платформы и табло.

3. Раздельные велодорожки

Вдоль центральных улиц Алма-Аты обустроили велодорожки. Они двусторонние и отделены от тротуара. Здесь вряд ли можно столкнуться с теми, кто едет навстречу. Некоторые полосы пустили по проезжей части. Перед перекрёстками есть шумовые полосы. Велосипед круглый год можно взять напрокат в муниципальном сервисе.

Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

4. Платные парковки

В центре ввели систему платных парковок, стоимость невелика: всего 100 тенге (17 рублей) в час. Заплатить можно через банкомат или приложение на телефоне, в противном случае — штраф примерно в 800 рублей. Следит за дисциплиной специальная машина — паркон. Желающих оставить авто в центре немало, а из-за небольшой стоимости парковок у водителей нет привычки заклеивать номера. 

10 отличий Алма-Аты от Калининграда: спецрепортаж «Клопс» - Новости Калининграда | Фото: «Клопс»
Фото: «Клопс»

5. Очень низкие бордюры

При реконструкции улиц делают бордюры вровень с тротуаром, чего никак не могут добиться в Калининграде. По российским нормативам высота бордюра не должна превышать 1,5 см. 

6. Разнообразные «зебры»

На перекрёстках есть два вида пешеходных переходов: обозначенные похожими на калининградские бело-жёлтыми полосами или пунктиром. Первые используют на особо опасных участках и там, где нет светофоров.

Фото: «Клопс»

«Подобное разнообразие позволяет держать водителей в тонусе: автомобилисты пристальнее обращают внимание на «зебру», если она не везде одинаковая, картинка не приедается. В Москве, кстати, тоже по-разному наносят разметку», — комментирует калининградский автоэксперт Алексей Нестеров. 

7. Решились на электробусы и не убили троллейбусы

В Алма-Ате с 2019 года на некоторых направлениях запустили электробусы, но они не подвинули соседа: троллейбусы по-прежнему курсируют. Более того — весь подвижной состав обновили, купив китайские «рогатые» Neoplan'ы. 

Кстати, собирали электробусы в Казахстане, но до массового выпуска пока дело не дошло. В Калининграде такой транспорт  не покупают, а троллейбусы потихоньку умирают: количество маршрутов сокращают, обновлять транспорт не планируется. 

10 отличий Алма-Аты от Калининграда: спецрепортаж «Клопс» - Новости Калининграда | Фото: «Клопс»
Фото: «Клопс»

8. Визуальная чистота

В центре действуют запреты на остановку и стоянку вне парковок. Дорожные знаки порой не ставят, а используют лишь разметку жёлтого цвета. Это позволяет визуально очистить город и открыть живописные виды на окружающие горы. В Калининграде три года назад пытались сократить «визуальный мусор», используя знаки меньшего размера, но дальше эксперимента дело не сдвинулось.  

10 отличий Алма-Аты от Калининграда: спецрепортаж «Клопс» - Новости Калининграда | Фото: «Клопс»
Фото: «Клопс»

9. Спрятали кондиционеры

На одной из центральных пешеходных улиц внешние блоки кондиционеров  на фасадах зданий спрятали в коробки. Не поленились сделать красиво — для украшения использовали национальный орнамент.

10 отличий Алма-Аты от Калининграда: спецрепортаж «Клопс» - Новости Калининграда | Фото: «Клопс»
Фото: «Клопс»

10. Транспортная карта — в подарок каждому туристу

Турист в Алме-Ате может рассчитывать на набор от центра Visit Almaty. Приезжий получит транспортную карту (аналог «Волны Балтики»), сим-карту, бумажную карту города, схему десяти пеших прогулок и информацию о том, чем занять себя в ближайшие 72 часа.

10 отличий Алма-Аты от Калининграда: спецрепортаж «Клопс» - Новости Калининграда | Фото: «Клопс»
Фото: «Клопс»

Разрешение на выполнение регулярных перелётов в Казахстан российской авиакомпании Nordwind было выдано в сентябре.  Запуск рейсов обсуждался два года.