14:51

«Распотрошил клумбы и уехал»: почему в Калининграде объявили войну вазонам из покрышек

  1. Статьи
Ликвидация клумб у дома по улице Строительная. Видео: Антон Коробко

На днях жители Прибрежного увидели под своими окнами такую картину: к подъезду подъезжает микроавтобус, из него выходит мужчина и начинает собирать покрышки, которые служат импровизированными клумбами. Незнакомец вытряхивает землю и закидывает шины в машину. «Клопс» выяснял, кто и почему объявил войну народному ландшафтному дизайну. 

«Была аккуратная клумба, а тут приехал какой-то человек, распотрошил клумбы и уехал», — возмущается приславший ролик в редакцию Антон Коробко.  

В УК «Прибрежный», обслуживающей этот дом, рассказали, что на видео — сотрудники управляющей компании и действовали они по закону. Согласно ст. 8.2. КоАП запрещено использовать автомобильные покрышки в качестве клумб. В УК заверили, что жильцов предупредили заранее и предложили самим убрать шины. 

Прояснить ситуацию мы попросили председателя правления Регионального союза переработчиков отходов Марка Балановского. 

Кто обязывает УК убирать клумбы из покрышек?

— Это может сделать любой орган, имеющий полномочия в области охраны окружающей среды и благоустройства — например, региональный минэкологии, Росприроднадзор, прокуратура или полиция. 

Правомерны ли штрафы за такой «дизайн»?

— Покрышки в качестве клумбы — это нарушение 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления», за которое предусмотрена ответственность по статье 8.2 КоАП РФ. Такие отходы относятся к IV классу опасности отходов. Их нужно хранить на твёрдом основании, без доступа осадков, в помещении или накрытыми. Покрышки необходимо сдать на утилизацию или обезвреживание, они не должны лежать под открытым солнцем и земле. Вредные соединения отравляют почву. Юрлица рискуют схлопотать штраф от 100 тысяч до 250 тысяч рублей.

Кто должен убрать шины — УК или жильцы? 

— У любого участка есть собственник, это может быть муниципалитет или владельцы жилых помещений. Владелец или арендатор земли отвечает за утилизацию отходов. Если дом обслуживает УК — ответственность несёт она, если жильцы управляют сами — с них и спрос. 

Как вывезти и сдать? 

— Все организации вне зависимости от форм собственности должны иметь договор на вывоз, утилизацию, обезвреживание отходов, которые образуются в хоздеятельности. В случае с твёрдыми коммунальными отходами всё просто, а с промышленными, в том числе покрышками, есть нюансы. В Калининграде несколько организаций имеют лицензию на сбор транспортировку, утилизацию и обработку таких отходов. С ними также нужно заключить договор.  

Это платно?

— Да, это платная услуга, сумма может разниться от 7 до 15 рублей за килограмм. И это главный ответ на вопрос, почему УК не спешат заключать такие договоры. 

У меня в гараже 10 покрышек, кому мне заплатить за их утилизацию? 

— ИП и юрлица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны оформлять документы в Росприроднадзоре. Без них ни один переработчик, ни один полигон не имеет права принять никакой мусор. Обычному горожанину этот паспорт не оформить. Физлица могут договориться с автосервисом, у которого есть договор на утилизацию покрышек. Если речь идёт о придомовой территории, можно это сделать через управляющую компанию.

Я советую переработчикам не принимать опасные отходы от жителей напрямую. Автосервисы — с удовольствием, МУП «Чистота» — пожалуйста, потому что это легально. А если принять напрямую от физического лица — это нарушение закона.

А почему нельзя упростить эту схему для жителей?

— Главная проблема — это отсутствие площадки, куда жители могли бы принести опасные отходы, и дело не только в покрышках: это и старый телевизор, и градусник. Мы много лет предлагаем калининградскому минэкологии под их эгидой открыть площадку, нам даже земля не нужна — она у нас есть. Нам нужно только содействие властей в правовом урегулирование статуса площадки. Эту проблему нужно решить, и тогда переработчики отходов с удовольствием помогут жителям.

Старые покрышки используют как вторсырьё?

— Покрышка — это не только колесо, после «смерти» у неё долгий жизненный путь. Все автошины должны перерабатываться, не попадая в окружающую среду. Технологии две: механическая переработка и низкотемпературное разложение. Полученную продукцию используют для заливки спортивных площадок, производства ковриков, плитки тротуарной всепогодной со сроком службы 100 лет и ещё кучи изделий, которые делают из резиновой крошки путём термопрессования. А в результате низкотемпературного пиролиза получается печное топливо, растворитель, углерод чистейший — для промышленности ценное сырьё. Предприятия по переработке с действующей лицензией у нас в регионе есть. 

Процесс переработки шин. Центр переработки и утилизации

В заброшенном здании в Светлогорске загорелись 150 «квадратов» использованных покрышек.