Любая рефлексия после просмотра фильма или прочтения книги — уже задел для фанфика. Пишущие их ребята создают вселенные не хуже именитых сценаристов, а бывает, даже богатеют на фантазиях. «Клопс» разобрался, как это работает.
Чего-чего?
Фанфик (от английского fan fiction — «литература фанатов») — зародившийся ещё в 1960-х жаргонизм. Так называют любительскую прозу, основу для которой взяли из книг, кино, сериалов или шоу-бизнеса.
Допустим, вам не понравилось, что главная героиня отдала предпочтение тому холёному парнишке, а ведь могла порезвиться со злодеем — пишите и публикуйте. Ценители альтернативной литературы обитают на специальных платформах: Ficbook18+, Amino18+ или фанатских порталах с припиской Wiki. Например, так делают любители «Гарри Поттера»12+.
Внимание на возрастные марки: администраторы площадок предупреждают новичков, что публикуемый контент рассчитан на взрослых, однако львиная доля авторов и читателей в фандомах — подростки. Некоторым удаётся здесь заработать. Например, создатели известнейшего «Клуба романтики»18+ пополняли свой штат за счёт талантливых авторов. Теперь те получают гонорары за сценарии для интерактивной игры.
Выкуси, бабуля!
Калининградке Ульяне 27 лет. Когда-то благодаря любви к аниме и фанфикам она поступила на режиссёра анимации в Питер, отучилась и два года проработала в профессии. Воспитывавшая Ульяну бабушка называла хобби «блажью» и предрекала, что внучка будет «просить милостыню».
Страсть к писательству появилась после выхода первой части киносаги «Сумерки»16+: Ульяна считала, Белле лучше бы жилось в компании индейца-оборотня.
Единомышленников школьница нашла в сети: «Я открыла этот чудный мир, где не крутят пальцем у виска, если ты переписываешь сюжет и додумываешь новых персонажей, типы отношений. Больше всего меня впечатлили анимешники, их яркая и дружелюбная субкультура».
За год калининградка пересмотрела больше полусотни японских картин. «Серии делают короткими, а сериалы редко продлевают больше чем на два сезона», — на каждое аниме Ульяна писала расширенную рецензию, её фанфики пользовались популярностью.
Бабушка у меня трудная, с советской закалкой. Однажды завела разговор, что я «сбрендила с извращенцами». Писать мне запрещали, компьютер пару раз ставили на пароль.
В институте на собеседовании Ульяна покорила комиссию преданностью аниме и феноменальной памятью: девушка несколько минут перечисляла просмотренные сериалы и отбивалась от уточняющих вопросов. Напоследок хвастанула наличием хитов на Ficbook.
«Взрослые дяди и тёти сказали, что я большая молодец. Фанфики — это же не только про садизм, абьюзивные отношения и графоманию. Творчество, навык и незаурядная фантазия — не слышали?»
Девушка сожалеет, что так и не смогла переубедить бабушку. 16-летняя сестра Ульяны тоже пишет авторские тексты, но своё увлечение скрывает. «Пойдёт на экономиста, как и велят. Хотя офигенно пишет», — сокрушается калининградка.
Как дикарок слили в «Подслушано»
В школьные годы 25-летний дизайнер Станислав предпочитал фэнтези: «Я любил короткие форматы». По его словам, создатели фанфиков часто в подробностях описывают сцены секса. Впечатлившись, парень решил родить свою «клубничку». Публика премьеру встретила прохладно: автора посчитали пошляком.
«Сюжет слизал с какого-то фильма про космос, где землянина заносит в другую галактику. Я придумал, что его на новой планете ждут дикарки, которым нужно оплодотворение».
Месяц спустя об эротической прозе прознали в школе — творчество старшеклассника слили в группу «Подслушано». Последовал разговор с классной руководительницей и родителями.
Маме и папе было всё равно. Они не поняли, почему учителя, которые сталкиваются с выкрутасами и похуже, так ко мне прицепились.
Желание сочинять угасло к 18 годам. Стас признаётся: главная причина — отсутствие таланта: «Если ребёнок пишет хоть немного грамотно, то это надо поощрять и развивать. Пусть хоть что там придумывает. А скилл в жизни пригодится».
Волан-де-Морт, или Володя Безносый
30-летняя копирайтер Настя зачитывается фанфиками по мотивам книг. Причин на это несколько: создатели оригиналов недостаточно раскрывают внутренний мир героев и уводят сюжетную линию «куда-то не туда». Со временем девушка задумалась: а почему бы не писать собственные полноценные работы?
«Для фанфиков у тебя есть готовый мир и персонажи, ты просто шахматишь их, как тебе удобно. Но не зарывать же свой потенциал в землю?»
В 2017-м Анастасия начала публиковаться на платформе «Литнет». В первый год она заработала на рассказах около 35 тысяч рублей, в 2018-м — 50 тысяч. Столько заплатили читатели.
Я долго ничего не писала, и сайт прекратил сотрудничество со мной.
Для Насти фанфики — способ повеселиться (вы знали, что живущего в России Волан-де-Морта звали бы Володей Безносым?), а также «добить» собственные книги, подглядев идеи и сюжетные повороты. Некоторые герои её романов позаимствовали черты персонажей из альтернативных реальностей.
Копейка любит хитрейших
Фанфики могли бы стать прибыльным делом, если б не законы об авторском праве. Использовать имена героев, а также связанные с ними художественные миры можно только с согласия автора — последние его дают не за бесплатно, конечно.
Чтобы не получить под зад от той же Джоан Роулинг, платформы вроде Ficbook выстраивают щит из кипы юридических документов. Посетителей сайта, например, просят ознакомиться со стандартными «Пользовательским соглашением» и «Политикой обработки персональных данных».
Все публикации проходят жёсткую модерацию: подобно университетским дипломам, фанарты прогоняют через системы антиплагиата. По правилам, пользователь также обязуется указать исходник, сюжет которого он преобразил.
Лазейки есть. Создатель фанфика может модернизировать свой арт в полноценное произведение, сюжет которого будет значительно отличаться от оригинала.
В 2013-м американская няня Анна Тодд разбогатела на эротическом фанфике. Девушка вдохновилась внешностью певца Гарри Стайлза и образами из фильма «50 оттенков серого»18+ (который, в свою очередь, экранизированный фанфик «Сумерек»). Благоразумная первокурсница Тесса закрутила роман с татуированным хулиганом Хардином — и понеслось. Тодд сорвала куш в 70 миллионов долларов, рассказывали в Forbes.
В законах также прописано, что авторское право на произведения и персонажей закреплено за создателем, пока он жив, а риск посудиться с его наследниками существует в течение следующих 70 лет. Как насчёт фанфика по гоголевским «Мёртвым душам»?
Не думайте, что собеседник сошёл с ума, если личку атаковали вереницей смайликов. Возможно, он пытается поговорить с вами на языке секстинга. Мы спрашивали калининградцев об опыте виртуальных игр и узнавали мнение специалиста.