12:58

Лыжные палки и мотор от бензопилы: 84-летний пилот рухнувшего в Дунаевке самолёта строил его в гараже

  1. Статьи
Лыжные палки и мотор от бензопилы: 84-летний пилот рухнувшего в Дунаевке самолёта строил его в гараже - Новости Калининграда | Фото предоставил Альберт Батуев
Фото предоставил Альберт Батуев

В субботу, 9 октября, в калининградскую больницу поступил пациент, который жаловался на боль в ноге. Рентген показал трещину в лодыжке. Врачам Альберт Дорнаевич рассказал, что попал в авиакатастрофу. 84-летнему старику сперва не поверили. «Клопс» пообщался с изобретателем и выяснил, как он увлёкся авиацией.

Лыжные палки и мотор от бензопилы: 84-летний пилот рухнувшего в Дунаевке самолёта строил его в гараже - Новости Калининграда | Фото предоставил Альберт Батуев
Фото предоставил Альберт Батуев

Профессия помогает, а женщины мешают

Из больницы Альберта Батуева отпустили домой. Авиатор живёт в хрущёвке с супругой, которая от увлечения мужа, мягко говоря, не в восторге. За 60 лет так и не смогла смириться, что Альберт грезит небом. 

«Ну как все женщины: ни в чём не разбирается, но сильно беспокоится и возмущается. Говорит, мол, ладно ты насмерть разобьёшься, а вдруг останешься инвалидом лежачим, а мне за тобой ухаживать? Видите, как дело обстоит», — с усмешкой говорит Батуев. 

Альберт увлекается авиацией с юности, а по образованию инженер-кораблестроитель. 

«Дело было в Москве, я хорошо рисовал, окончил школу с серебряной медалью. Но до того мне надоели эти все экзамены, что я нашёл учебное заведение, куда принимали без вступительных испытаний: рыбный институт, судостроительный факультет, его перевели в Калининград. С третьего курса я в этом городе».

Батуев — кандидат технических наук, старший научный сотрудник КГТУ: «Преподавал я очень мало, в основном работал в опытовом бассейне кафедры кораблестроения, долгое время руководил им. Там испытываются различные модели судов — это, конечно, помогало в моём увлечении». 

Из хула-хупов и лыжных палок

Учёный-инженер — автор десятка изобретений в области кораблестроения. Идея построить самолёт возникла у Альберта Батуева около 40 лет назад. Мастерил в своём гараже по выходным, используя самые обычные инструменты — дрель, тиски, молоток. Детали для каркаса из алюминиевых трубок искал на свалках и блошиных рынках. В ход шло всё — от лыжных палок до металлических хула-хупов. Сверху конструкция обшивалась пенопластом. Всего было изготовлено две модели. 

«Первая развалилась во время жёсткой посадки в 1980 году и не подлежала восстановлению», — вспоминает Альберт Дорнаевич. Второй аппарат изобретатель усовершенствовал: тканевую обивку, пропитанную лаком, заменил на липкую плёнку для реставрации мебели. Вместо мотора от бензопилы «Дружба» установил движок от пилы «Урал Электрон». 

«Уже сейчас понимаю, что не хватило мощности. На всех подобных самодельных аппаратах мотор от 30 лошадиных сил, а у меня четыре. Думал, переплюну других изобретателей, но пока не получилось».

Я не лётчик, я конструктор

После субботнего ЧП обломки самолета забрали следователи. Авиатор опасается, что детали ему не вернут. 

«Меня, наверное, будут судить за нарушение воздушного пространства. А я ведь даже летать не умею. Я конструктор, не пилот: конечная цель была покружить над полями, полюбоваться на всё с высоты птичьего полёта да и сесть. Всё думаю: может, двигатель ни при чём? Возможно, я сконструировал «строгий» самолёт — так называются модели, которые не прощают ошибок пилота».

Будет ли строить новый летательный аппарат, Альберт Дорнаевич ещё не решил. 

ЧП произошло в районе посёлка Дунаевка. Самодельный самолёт совершил жёсткую посадку через несколько минут после взлёта. Пилот рассказал, что строил своё детище 25 лет.