Если от вида самолёта у вас трясутся коленки, а в салоне вы ощущаете только приближение катастрофы, то у вас, возможно, аэрофобия. «Клопс» поговорил с калининградцами и с психологом о том, как справляться со своими страхами.
1. «Дорога плохая, всё никак не отремонтируют»
30-летняя Алина должна была вылететь в Москву на сессию. Девушка часто летает, привыкла, но страх преследует её ещё с юности: «Ещё в аэропорту когда мой самолёт садился, параллельно здание накрыл жуткий ливень с градом. Мама, провожавшая меня, с ужасом говорит: Как ты полетишь?»
Алина сама перепугалась до чёртиков, но вида не подавала. Она считала так: раз полетим выше облаков, значит, град не помешает.
«И вот мы взлетаем в дождь и ветер, на взлёте было жутковато, но терпимо. Собрав все молитвы в голове, я представляла, что скоро буду в Москве, потерпеть всего 2 часа».
И как только загорается табло «отстегните ремни», девушка решает посетить туалет. Она доходит до середины самолёта, как пилот объявляет: «Дамы и господа, пристегните ваши ремни, мы влетаем в зону турбулентности. И нас трясло до самой посадки».
Не помереть от разрыва сердца и погасить все панические атаки девушке помог сосед. Рядом сидел мужчина с семилетней дочкой, он смешил девочку, чтобы ребёнку не было страшно.
Моя самая любимая шутка: «Эх, водитель нам попался, все ямы собрал, да и дорога плохая, всё никак не отремонтируют».
Так что Алина решила: лететь не страшно, если компания хорошая: «А ещё от страха помогает усталость. Никогда не думала, что усну в самолёте, потому что мне всегда страшно. Пока не случилось так, что перед полётом я не спала больше 30 часов из-за работы, вот тут меня и вырубило».
2. Синайский фантом
Калининградец Евгений Л. никогда не летал на самолётах. В «большую» Россию и Европу 32-летний парень добирается альтернативными способами: на поездах, автобусах или автомобилях попутчиков — их до локдауна 2020-го он искал в соцсетях или через специальные сервисы вроде BlaBlaCar, «Подвезу» или «Метнись кабанчиком».
«Неба боюсь с детства. Причина, как выяснил это с консультирующим психологом, в высокой впечатлительности. Что называется, наслушался страшилок про авиакатастрофы — у жертв слишком мало шансов что-то изменить и выжить».
Летом 2015-го семья калининградца рассуждала об отдыхе в Египте, пакетный тур на новогодние праздники искали заранее. В октябре на египетском Синае потерпел крушение российский самолёт.
На том борту находились близкие моей крёстной, их не стало. Людей, их вещи находили частями. Мне трудно представить, с каким ужасом они столкнулись тогда. Это событие ещё раз стало подтверждением моих мыслей».
По словам Евгения, если вычеркнуть из своей жизни самолёты, можно неплохо сэкономить. Поездки с попутчиками, например, обходятся порядком дешевле — всё зависит от оговорённых условий, длины маршрута и цен на бензин. Когда речь идёт о билетах на поезд, «цена может уменьшиться в разы».
«Я понимаю, что вряд ли доберусь до США, Бразилии или Гонконга. Нужно плыть или ехать неделями. Но даже сто один удачный перелёт я проведу с мыслью: сегодня будем падать».
3. «Желудок прилип к мозгам»
Катя не летала до 24 лет — поводов не было. Да и девушка всегда выбирала ехать поездом или автобусом.
«Но вот в моей жизни случилось событие — концерт музыкальной группы Muse в Петербурге, на который мне подарили билеты. Заранее купили и билет на самолёт — по акции, дёшево».
Лететь Катя собралась с парнем. Но в день путешествия было не до романтики: «Я очень боялась лететь, накануне кошмары снились, дыхание сбивалось. У меня прямо комбо: мало того, что я не летала никогда, так ещё у меня клаустрофобия». Катя избегала даже лифтов, лучше уж пешочком подняться, хоть на 15-ый этаж.
В салоне самолёта девушку трясло, но она очень старалась держать лицо: не хотела показывать свою слабость и свой страх перед молодым человеком.
«Поэтому я яростно делала вид, что мне весело, и всё хорошо. Но вот на обратном пути из Питера самолёт вдруг резко тряхануло, мой желудок прилип к мозгам за секунду, в глазах потемнело».
Единственный способ справиться для девушки — смотреть в иллюминатор: «А там, за хвостом самолёта, чёрное небо, и рядом сверкают молнии над Куршской косой».
4. «Напрудила под юбкой»
Первый перелёт 24-летней Полины (имя изменено) случился два года назад, когда девушка торопилась на день открытых дверей в столичный вуз. До этого дня калининградка не знала, что страдает от аэрофобии.
«Значит, села на своё место. Повезло — у иллюминатора! Рядом мужчина и ещё один пухлый старик. Только самолёт начал разгоняться на взлётно-посадочной полосе, я уже потом обливаюсь, трясутся колени, дышу чаще».
С зажмуренными глазами Полина просидела около десяти минут. Неравнодушные соседи пытались успокоить попутчицу, девушка «как будто находилась в вакууме». Бортпроводница дважды носила паникующей студентке воду — внезапно припёрла нужда.
Дойти до уборной девушка не успела: «Я почувствовала, что напрудила под юбкой. Пока ждала у двери, спиной впечаталась в стенку, сложила руки и скрестила ноги. Рассуждала, как теперь всё это выстирать».
Конфуз отвлёк Полину от стресса. Половину от двухчасового перелёта она гадала: не заподозрили ли в чём-нибудь её сердобольные мужчины по соседству? Лайфхак для борьбы с аэрофобией повторять не советует.
5. «Кричал, пока летел»
У 23-летней Натальи всю жизнь летать боялся отец Максим. Иногда приходилось, но делал он это только с водочкой: бахнул перед вылетом стопочку и потом засыпал в салоне. Мужчина работал в крупной компании, которая как раз предполагала перелёты на встречи и конференции.
«Его начальникам приходилось несладко: они покупали ему билеты на поезда и ждали папу несколько дней».
Иногда из-за долгих перемещений компания теряла заказчиков. Когда мужчине стукнуло 55, он решил бороться со своим страхом: «Он был довольно волевой, поэтому решил начать… прыгать с парашютом. Как он потом рассказывал, первый свой прыжок не помнит совсем».
После этого боязнь перелётов снизилась, мужчина стал летать в командировки. Но дискомфорт оставался, поэтому он решил прыгнуть с парашютом снова. Второй прыжок он хорошо запомнил.
«Папа рассказывал, что подрался с инструктором, который пытался его вытолкнуть вниз, прямо в самолёте. Кричал, пока летел. И, кажется, немного поседел».
После этого Максим к самолётам не приближался больше никогда, а с работы уволился.
6. Антистресс-сумка
В ручной клади 46-летней Надежды не сыскать дамского бардака — страдающая аэрофобией женщина с собой берёт только самое нужное. Что внутри? Журнал с судоку, слаймы внуков и тотемный кот из плюша.
«Идею мне подсказала знакомая лет десять назад. Как мне кажется, от балды подсказала — хорошо, что сработало. Когда у меня начинают трястись колени и спирает воздух в лёгких, я достаю котика, закрываю глаза и массирую ему нос».
Слаймами и лизунами жительницу Гвардейска спонсируют внуки, а вот журналами с головоломками, бывает, приходится делиться ей. «Один раз со мной рядом летел мальчишка-школьник и его мама. Она прикорнула, а мальчик боялся, молчал. Я попросила помочь разгадать со мной пару слов. Почти добили кроссворд, отдала при условии, что всё доделает», — смеётся Надежда.
Мнение эксперта
Аэрофобия — фобическое тревожное расстройство. Как объясняет психолог Алексей Хидоятов, летать боится каждый третий.
«Бывает временная тревога, а бывает именно расстройство. Конкретно аэрофобия связана с классическим страхом смерти. Человек в воздухе ничего не контролирует. Когда начинается турбулентность, мы все пугаемся: и те, у кого есть аэрофобия, и те, у кого нет. Это нормальное переживание, потому что происходит что-то неизвестное».
Во время авиаперелётов эксперт советует разделять простую тревогу и паническую атаку. Тревога проходит за 15 минут, организм сам с ней борется: «А паническая атака — это состояние, когда весь мир рушится, когда человек не может ничего контролировать, земля уходит из-под ног. А в самолёте, кстати, это происходит буквально».
Способ борьбы с паническими атаками в самолёте: дышать в пакет, пить холодную воду, можно принять успокоительное. При панических атаках нельзя пить алкоголь, он может их усилить.
«Я бы рекомендовал всем, у кого есть проблема с тревогой, классический приём. Задавайте себе вопросы: «где я», «кто я», «что со мной».
Эксперты утверждают, что самолёт не может развалиться в воздухе, выполняя полёт в штатном режиме. Специалисты считают, что страхи аэрофобов беспочвенны.