15:19

«Ещё бы два дня — было бы четыре гроба»: сирот из Советска прописали в «убитой» квартире, откуда их спасли 20 лет назад

  1. Статьи
0:00
/
4:21
«Ещё бы два дня — было бы четыре гроба»: сирот из Советска прописали в «убитой» квартире, откуда их спасли 20 лет назад - Новости Калининграда | Фото: личный архив героини публикации
Фото: личный архив героини публикации

Подписал официальную бумагу в 17 лет — расхлёбывай всю жизнь. По документам — всё законно, по факту — четверо сирот больше 20 лет остаются без собственного обустроенного жилья. 39-летняя советчанка Елена З. рассказала «Клопс» свою историю.

Маленькая Лена, два её братика и сестричка попали в детский дом в 1989 году. Девочке тогда было почти семь лет. Детей определили в учреждение «Искорка» в Советске: «Нас забирали с температурой. Мы сидели голодные в неотапливаемой квартире, грязные. Ещё бы два дня, как сказала директор детдома, было бы четыре гроба. Мама с папой развелись, папа нас бросил, мама начала сходить с ума. Она пожизненно закрыта в спецучреждении».

Когда «Искорку» расформировали, всех четверых направили в детдом Зеленоградска, потом младшего забрали в калининградский интернат. В 15 лет Лену отправили учиться в колледж Советска — по старой прописке: «У нас никто не спрашивал, куда мы хотим. Я поступила на пекаря. Хотела на косметолога, ну бог с ним». Поселили в общежитии. Это был 1997 год. Как-то девочку спросила педагог: «Лена, за тобой есть какое-либо жильё?» Та ответила, что помнит мамину квартиру и адрес.

«Мне осталось учиться полтора года, а меня некуда выселять. Мы с педагогом пошли в администрацию, оказалось — правда есть жильё. В этой закреплённой за мной квартире тогда жили цыгане. Мама незаконно её отдала, превратилась в бомжа». 

Цыган выселили. Выяснилось, что квартира не была приватизирована и осталась муниципальной. За месяц до Лениного выпускного управляющая компания сделала косметический ремонт. Девочка, которой не было и 18-ти, «подписала какую-то бумагу, что всё в порядке, и я согласна с ремонтом»: «Там был представитель управляющей компании, на всю жизнь запомнила». 

Из удобств имелись холодная вода и унитаз. Ни отопления, ни ванной. По словам Лены, через месяц всё начало течь и отваливаться, стены пошли трещинами.

Квартира была закреплена за всеми четырьмя детьми, но брат и сестра после школы пошли учиться дальше и жили в общагах. Промыкавшись около двух лет, Лена поехала на заработки в Калининград, а потом вышла замуж и переехала в Ставропольский край к супругу. Из квартиры выписалась: «Я думала, что с мужем на всю жизнь». А потом был развод и возвращение в Калининград с десятимесячной дочкой на руках. Ни жилья, ни прописки.

Лена останавливалась у знакомых, потом сняла жильё, нашла работу пекарем — «левую», официально не брали без регистрации. Когда дочку нужно было оформлять в школу, Лена поняла, что нужна прописка: «Я хотела, чтобы нас прописали в Советске, как сестру с братом. Администрация мне отказывает, я подаю в суд». 

В 2010-м девушка выиграла дело, её обязали заключить договор социального найма. Жить с ребёнком в «убитой» маминой квартире  Лена не смогла, и они остались в Калининграде. В 2018 году братья и сёстры подали заявление в прокуратуру.

«Началась шумиха, поехали туда. Открывали окна, откос упал. В заключении написали, что квартира пригодна для проживания, но необходим косметический ремонт».

В квартире с жилой площадью 29,9 «квадратов» прописаны пятеро человек, в том числе Ленин внук. В этом году губернатор Алиханов ввёл жилищные сертификаты для сирот, семья подала документы, но пришёл отказ. «За вами закреплено жилое помещение, переданное вам по договору социального найма. Кроме того, квартира не признана непригодной для проживания», — сказано в официальном ответе от 23 августа.

Елена возмущена: «Ребёнок-сирота должен иметь квартиру с отоплением, горячей водой, газом, душем. А мы получили без удобств муниципальную и одну на всех. Там жить невозможно».

Елена писала и в приёмную президента, его перенаправили в Калининград в министерство соцполитики: «Они сказали, что нам надо вставать не в льготную очередь, а в общую. Если нас признают нуждающимися, мы подаём в суд, выигрываем и нас ставят в льготную очередь».

Семья обратилась к адвокату и в ближайшее время подаёт в суд. Лена с дочкой и внуком ютится у сожителя в двушке под Гурьевском.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однократно предоставляется благоустроенное жильё по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1 ст. 8 ФЗ №159 от 21 декабря 1996 г.). Чтобы его получить, нужно попасть в список детей-сирот. Для этого необходимо не иметь своего жилья, не быть нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя. Если квартира есть, но она признана непригодной для проживания, то сироте тоже полагается жильё.

После публикации «Клопс» о 25-летней Елизавете Мохначёвой, которая восемь лет не может получить положенную ей квартиру, федеральный СК проведёт проверку.