В России школьников с первого по девятый класс обяжут изучать финансовую грамотность. «РБК Калининград» выяснил, что об этом думают местные учителя, родители, и эксперты. Подробности — в материале ниже.
Мнение учителей
Директор «Школы будущего» Алексей Голубицкий считает, что на сегодняшний день практически любой банк предлагает уроки или курсы финансовой грамотности, но пока никто не может предложить хорошей игровой модели. По его словам, в заведении давно задумывались о том, чтобы ввести собственную валюту с системой бонусов, которую можно было бы обменивать на оценки. Достойных разработок пока не нашли, отметил Голубицкий.
«В современном мире человек должен уметь управлять своими денежными средствами. Однако, в отношении формы, как эти знания будут подаваться — есть вопросы. По моему мнению, это должна быть не просто теория, но реальные задачи. Потому что на опыте легче всего выучиться. Я бы делал акцент на встречи с представителями финансовой индустрии, которые точно знают, как всё устроено. <...> Уроки должны имитировать конкретные финансовые бытовые ситуации. Тогда это и отложится в голове», — считает директор.
Репетитор по математике и педагог с большим стажем Елена Самбурская также считает, что дети охотнее решают задачи на примерах из жизни.
«Если вы не математик или инженер по профессии, то не думаю, что когда-нибудь вы вспомните про таблицы интегралов или про тангенсы. Многие вообще не понимают зачем математика нужна, а вот все, что связано с финансами, — это наша с вами реальность. Продукты мы покупаем каждый день. Финансовая грамотность — это про жизнь», — подчеркнула Самбурская.
Мнение родителей
Отец десятилетнего школьника калининградской гимназии Сергей
«Считаю, что с определённого возраста, условно с 8-10 лет, уже можно подключать ребёнка к обсуждению семейных расходов. Как-то мы вместе посчитали, что если не покупать вредные чипсы, то в день можно сэкономить 100 рублей карманных денег, а в год это прилично уже получается. Мы всегда спокойно обсуждали все «хочу». И сегодня, когда идём в магазин, мой сын не кричит «купи мне это или то». Мы обсуждаем, что бы он хотел, копим, учим его откладывать деньги. И вот сейчас летом, он накопил на нужную ему игрушку и купил её, причём, даже нам подарки маленькие сделал, хотя никто его об этом не просил».
Мама школьницы Валерия
«Вот есть у ребёнка деньги от бабушки, что делать? Навязчиво советовать куда их потратить? Или самому позволить думать и решать? Я считаю, чтобы воспитывать у ребёнка ответственное отношение к деньгам, ему необходимо дать возможность самому решать, на что их тратить. Я вообще не понимаю эти «надбавки» за хорошие оценки в школе или за мытье посуды. Мне такой подход кажется неправильным: что это за поощрение, если он и так должен это делать? Это мы так какое–то общество потребителей, помешанных на деньгах, вырастим».
Мама гимназиста-третьеклассника Лидия
«Я думаю, что в начальной школе учить детей финансовой грамоте ещё рановато, а вот когда станут постарше, более осознанными, лет с десяти — уже нужно. Нас вот в школе финансовой грамоте не учили, нас жизнь учила. И всё же, это хорошо, что задумались о таком в школе. Главное, чтобы интересно преподавали. Если мой Егор семейный бюджет после таких уроков рассчитает, я буду очень рада, ещё и посоревнуемся с ним».
Мнение экспертов
Тему обучения граждан финансовой грамоте обсуждали в начале июня на Петербургском Международном Экономическом Форуме. Первый зампред правительства России Антон Силуанов и глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступили за то, чтобы ввести в школах обязательно обучение финансовой грамотности.
«Я согласен, начинать надо со школы. И мы вместе с ЦБ эту позицию активно проводим. Как открыть дело — у нас этому же не учат, как хранить деньги, как не поддаваться на те предложения заманчивые, которые позволяют сразу обогатиться — всему этому нужно учить людей. Вопрос финансовой грамотности — это вопрос финансового благополучия наших семей, и это должно рассматриваться как один из важнейших приоритетов нашей социальной политики», — сказал Силуанов.
Не все российские специалисты согласны с тем, что финграмотность должна стать обязательным предметом в школе. Некоторые опасаются, что проведение параллелей между инвестициями и игрой может подтолкнуть ребёнка к ошибочным выводам о легкости зарабатывания и потери денег. Это, в свою очередь, спровоцирует принятие неверных решений, когда вместо успеха человеку будет грозить банкротство.
В начальных классах финансовую грамотность включат в программы математики и предмета «окружающий мир». С пятого по девятый её добавят в обществознание и географию. Новые правила начнут действовать с 1 сентября 2022-го, но при желании родителей — уже с этого года.