Двадцать лет назад, 26 мая 2001 года, на улицы Калининграда выехали первые маршрутки. Сегодня этот вид транспорта стал привычным и... одним из самых критикуемых. О пути калининградской маршрутки — в материале «Клопс».
С чего всё начиналось
20 лет назад главной задачей пассажирских «газелек» стало обеспечить доступность развивающихся микрорайонов. На новые автобусы и трамваи денег не было, кроме того, частники не особо хотели брать не очень перспективные с точки зрения заработка направления.
На площади Победы первые рейсы открывали перерезанием красной ленточки и раздачей цветов. Запускал движение мэр Юрий Савенко. На маршрут вышли микроавтобусы компании «Скиба»: шашечки на боку, вход посреди салона.
Одним из первых водителей был Сергей Вересович, который к тому времени ушёл из армии:
Поступило предложение заняться перевозками. Тогда это было в новинку, престижно даже. Так и остался на 20 лет.
Сначала пассажиры были довольны: добраться до городских окраин стало проще. «Раньше люди были добрее. Сейчас кто благодарит, кто ругает, но в основном люди без эмоций. Критикуют в основном за то, что проезжаю остановки. Но мы не трамвай: если не обозначил свой выход — едем дальше. Не все это понимают», — говорит Вересович.
Первую свою «Газель» Сергей украсил забавными табличками: «Ко мне как-то приходил журналист и писал про мой весёлый маршрут. Зацепился за фразу «Место для битья».
Почти все эти годы Сергей Вересович работал на 68-м маршруте. Научился не реагировать на грубость со стороны других водителей, но замечает, что в последнее время многие не знают ПДД, но пытаются что-то доказать на дороге.
Маршрутки людям нравятся, и они нужны. Мы быстрее и манёвреннее, проезжаем там, где автобус не проходит.
Например, на Артиллерийской у нас конечная возле Дома ветеранов. Только мы туда все эти годы возили людей», — рассказывает Сергей.
Первые маршрутки отправлялись от конечной, как только набиралось достаточно пассажиров, говорит калининградка Тамара Семенович. Она помнит то время очень хорошо: наконец-то можно было уехать без давки из центра на Горького.
«Маршрутка умела объезжать пробки, в отличие от автобуса была возможность остановки «вот там», «вот здесь» и «на перекрёстке». За это мы её и полюбили».
Когда начались проблемы
Количество маршруток росло, и через десять лет в Калининграде было уже 29 направлений. Вездесущие «микрики» потеснили автобусы, трамваи и троллейбусы, отбирая у них пассажиров и вгоняя перевозчиков в убытки. В городе стали возникать пробки из маршруток.
«Газели» стали менять на более вместительные Mercedes: грузовых «немцев» переделывал в пассажирские, в них человек помещался в полный рост. Правила запрещают возить стоя, но многие годы на это закрывали глаза.
В 2012-м появились жёлтые микроавтобусы Iveco, а чуть позже — Mercedes такого же цвета, где стоячие места были предусмотрены производителем.
В этих маршрутках впервые в Калининграде ввели систему безналичной оплаты — за несколько лет до внедрения карты «Волна Балтики». Часто пассажирам начисляли кешбэк, и поездки по безналу уже тогда были выгоднее.
Сокращение микриков
Десять лет назад в городе появились первые агрегаторы такси, этот вид транспорта стал гораздо доступнее. Маршрутчики стали сворачивать рейсы из-за низкой рентабельности.
Массовое сокращение случилось во время транспортной реформы в 2015-16 годах. Отрезали почти все направления, что дублировались автобусами. Кое-что людям не понравилось: ликвидация №63 и 66 вызвала негодование. Калининградская студентка Юлия Давыдкина начала собирать подписи за сохранение 63-й маршрутки, а потом попала на приём к мэру Александру Ярошуку и смогла убедить его. Этому примеру последовали и жители микрорайона Борисово, где зачем-то убрали единственный рейс. Глава города дал команду вернуть всё на свои места, а реформатора из транспортного отдела, Анатолия Кисиленко, уволил.
Как сейчас выглядит рынок и чего ждать
Сегодня в Калининграде всего 12 маршруток. Популярность некоторых направлений достаточно велика. В последние годы перевозчики закупают автобусы среднего класса. Это уже другие «Газели»: в них можно ехать стоя. В прошлом году на тестирование в Калининград прислали первую в России низкопольную маршрутку. На ней могут ездить люди с ограниченными возможностями и мамы с колясками.
Тарифы у большого транспорта и маршруток почти сравнялись: сейчас вторые на два рубля дороже автобусов.
Основные претензии к водителям маршруток остаются прежними: они грешат нарушениями ПДД, в салонах нередко бывает грязно. Но без микроавтобусов сложно представить город, говорит мэр Калининграда Андрей Кропоткин. Они интегрированы в общую сеть и принимают оплату «Волной Балтики».
Есть места, где только маршрутки спасают. У нас много узких улиц и не так много колец для того, чтобы развернуться большому автобусу.
Сегодня маршрутки — это уже полуавтобусы, не шесть-восемь мест, есть и по 18, и даже больше. Этот вид нашего транспорта, который пользуется популярностью среди населения. Сегодня мы не сможем без них», — отметил Кропоткин.
Маршрутчики несколько раз выручали город: во время транспортного бунта в 2016-м они остались на линии, курсировали без сбоев и в пандемию. В некоторых городах «большой» России обходятся без маршруток, а в Москву они недавно вернулись — низкопольные, как наша 87-я.