В советское время на окраине Калининграда добывали песок, так появились два искусственных карьера, которые соединялись между собой перешейком. Затем там образовались два чистейших озера, куда стали приезжать любители рыбалки. В 1975 году образовался водно-моторный клуб "Дельфин" и на озёрах начали строить гаражи для лодок — эллинги. О жизни в калининградских фавелах в 80-е и 90-х "Клопс" рассказал бывший владелец эллингов Алексей Миронов (фамилия и имя изменены).
Эллинги могли иметь только те члены ВМК "Дельфин", у кого было плавательное средство. В основном строили одноэтажные гаражи, без всякой планировки и из того, что было. Их изначальное предназначение — размещение лодок и рыболовных снастей. Вступали в клуб в основном фанатики рыбалки. Уже потом люди стали надстраивать вторые этажи, а вот третьи и четвёртые тогда никто не возводил. Второй этаж служил комнатой отдыха и кухней", — вспоминает Миронов.
У мужчины было два эллинга — один он построил самостоятельно в 80-е. Второй — возвёл в 90-х тесть Алексея.
Мы с ним были заядлые рыбаки. Но никогда не жили в гаражах, только приезжали на рыбалку с ночёвкой", — продолжил мужчина.
В конце 90-х свой эллинг на берегу канала мужчина продал. Он был не благоустроен. Пользовался Алексей эллингом тестя, который находился на берегу правого озера и был оборудован собственным спуском к воде — слипом. В конце 2000 года с ним тоже пришлось расстаться.
Отличное место было, прямо на берегу. Моторку спускали прямо в озеро. Рядом с эллингом была общая колонка для воды. В самом эллинге тоже была скважина. Газ в баллоне, отопление — камин, печь. На первом этаже баня на дровах, на втором — русский бильярд в одной комнате, кухня во второй, там же, кстати, был камин, а из окон — вид на озеро. Канализация, правда, увы, через септик в озеро. Но я там бывал раз в неделю. А представляете, если там постоянно живёт семья, куда всё это уходит?" — задаётся вопросом обеспокоенный этим Алексей.
В те времена на территории посёлка было только электричество. Чтобы провести воду, постояльцы бурили скважину, глубиной 10-30 метров. Но вода подавалась не питьевая, её можно было использовать только для бытовых нужд. Это стало ясно после экспертизы. Газ был привозной, в баллонах, для тепла в гаражах устанавливали печи, камины, отапливались в основном дровами или углём, изредка использовали жидкое топливо и электричество.
Общественный туалет с выгребной ямой находился при входе в ВМК. Тогда, кстати, канализацию прямо или через отстойники вывели почти все, чьи эллинги находится у воды. Её и в помине нет до сих пор. Кто-то тогда делал септики, говорили, что якобы канализационные воды уходят в песок, фильтруются и поступают в грунт. Но это не так. Там залегание грунтовых вод на глубине всего двух-трёх метров, получается, вода стоит очень высоко. Поэтому канализация скрытно выводится в озёра. Может у кого-то и есть герметичные септики, которые после заполнения, откачивают ассенизаторскими машинами, но я таких никогда не видел", — поделился мужчина.
Жизнь в то время назвать тихой было сложно. Ведь люди, которые обосновались на территории клуба, всё время что-то строили, улучшали свои дома. Шум от работы циркулярок, грузовых автомобилей со стройматериалами и сварки не прекращался годами. На выходные народ напивался, устраивали гулянки, играла музыка, вспоминает мужчина.
Более того, там шлёндрали бомжи в поисках выпивки, еды, металла. Они могли взломать дверь и поживиться. Тридцать лет назад я был молод, сейчас мне 60, тогда с друзьями мы часто приезжали на рыбалку, топили баню, выпивали и купались в озере. Вспоминаю это с удовольствием. Конечно, с возрастом пьянки и гулянки закончились. Жить постоянно там не каждому по душе. Всё-таки не тот комфорт. Молодому и любителю рыбалки, может, и сейчас это будет интересно", — заключил Алексей.
К 2021 году клуб существенно "оброс" эллингами, а люди там уже не просто хранят лодки и рыболовные снасти, но и живут на постоянной основе. Как сотрется быт в современном "Дельфине" — в материале "Клопс".