Опираясь на костыли и ходунки, Валентина Ивановна медленно идёт по дорожке. К ней со всех углов сбегаются кошки — рыжие, чёрные, трёхцветные: 15 хвостов, не меньше. "Кисы, кисы, сюда!" — кричит им Валентина Ивановна.
Пенсионерке Смирновой 80 лет, 12 из них она живёт в социальном центре "Мечта" в Отрадном. И всё это время кормит окрестных кошек. Валентина Ивановна подходит к забору, бросает котам сосиски и "Китикэт" — каждый месяц ей привозят два мешка. Шесть тысяч пенсии Валентина Ивановна получает на руки, четыре из них тратит на корм: "Я спать не могу, если не покормлю. Я привязана к этим животным, я их не брошу".
Всего кошек около 30. У всех есть имена: Мурочка, Чернушка, Бурочка, Пискунчик, Катя, Шустрик, Васька… Валентина Ивановна называет их ласково: "Мой маленький, мой золотой". Кошки почти все стерилизованные и привитые — тоже на деньги одинокой пенсионерки.
Я ж понимаю, что это временно, сколько мне осталось? Я бы очень хотела, чтобы забрали часть кошек, пыталась дозвониться до приютов, у меня не вышло. Может, найдутся новые хозяева".
Валентина Ивановна перенесла две тяжёлые операции на суставах, в ногах стоят штифты. Она плохо ходит. Мучает обструктивная болезнь лёгких: "Все кости болят. Я задыхаюсь, живу на ингаляторе. Желудок вышел из строя. Я слабею на глазах". Валентина Ивановна экономит на лекарствах, чтобы купить корм. Радуется, что в администрации стали более к ней благосклонны:
Привыкли, раньше кошки им совсем не нравились. Кто-то из персонала помогает подкармливать, кто-то не рад. Иногда какую-то еду для животных мне разрешают брать из отходов, когда все поедят в столовой".
Два года назад через дорогу от центра сколотили из подручных средств домик для кошек Валентины Ивановны. "Попросила депутата, это его территория", — рассказывает старушка. Уже год из-за пандемии её не выпускают за ворота, первое время нельзя было даже выходить из комнаты. Валентина Ивановна переживала за кошек — как там они, кто накормит? Домик тем временем облюбовали местные бомжи, всё вокруг заросло бурьяном и мусором.
Валентина Ивановна совсем одна. Муж рано умер. Был строителем, выпивал, на рабочем месте прихватило сердце. Сына она похоронила в 2007 году: "Убили его в Москве, нашли через шесть суток с проломленной головой через бюро несчастных случаев". Внуков нет. После гибели сына Смирнова оформилась в социальный центр.
У Валентины Ивановны два высших образования, она училась в Москве. После института по направлению приехала работать главбухом в санаторий "Отрадное". Потом десять лет вкалывала на Крайнем Севере, в Надыме, чтобы получать хорошую пенсию. Все заработанные там деньги "сгорели" в 1991 году, а Валентина Ивановна осталась при значке "Ветеран труда" и первой группе инвалидности. Она вернулась в Отрадное ухаживать за матерью, у которой случился инсульт.
Ей нужно было парное молоко, она ничего не ела. Я завела корову. Оказалось, что я так люблю животных! Я только в 50 лет поняла, что животные — это моё! Через несколько лет у меня уже было три коровы. У меня сарай был как дворец! А потом мне сказали, что пожилым людям нужно козье молоко. Я купила козу с козлятами. Через три года у меня было 16 коз. У меня в Отрадном была целая ферма. Маму похоронила через пять лет".
16 лет она в одиночку занималась своим хозяйством. "Вся моя жизнь — в труде. Видите, какие у меня вены напряжённые, — показывает руки старушка. — Где какую дровину увижу — тащу, четыре огорода разработала, всё вилами перелопатила".
20 мая Валентине Ивановне исполнится 81 год. Она мечтает к этому времени пристроить большинство своих кошек. Шесть из них до сих пор не стерилизованы: "Полторы тысячи нужно отдать за операцию и 500 рублей за такси до Пионерского, где есть ветеринар. Я уже оскудела совсем".
Тем, кто хочет помочь Валентине Ивановне, нужно позвонить ей по телефону 8 911 494-52-58 и рассказать, что вы можете сделать для неё и её питомцев.