Калининградку Надежду и её маму обманули телефонные мошенники: женщины перевели преступникам около миллиона рублей. "Клопс" пообщался с пострадавшей и выяснил, как это произошло.
Надежде 41 год, она живёт вместе с мамой и двумя детьми. Старший сын сейчас в армии. Женщина работает уборщицей в одном из калининградских вузов и получает 11 тысяч рублей в месяц.
Мошенники впервые позвонили Надежде 9 декабря. Вежливый "консультант" Николай сообщил, что кто-то пытается оформить на женщину кредит.
Он сказал, что из Центробанка, отдел финансового мониторинга. Одна из первых фраз: "Вы знаете, столько мошенников развелось". Имя этого товарища я, наверное, на всю жизнь запомню. "На ваши данные была попытка оформить кредит в Воронеже какой-то женщиной". Назвал её имя. Я говорю, что тётеньку не знаю. "Ей одобрен кредит, но приостановлена пока выплата. У вас же карты Visa и "Мир"? "Я говорю, что да. "А она просила на MasterCard зачислить кредит, поэтому мы уточняем". И пошло-поехало".
Как объяснил мошенник, чтобы с карт калининградки не сняли деньги, нужно выяснить, откуда идёт утечка данных. Николай сказал, что надо оформить кредиты и перекинуть наличные на счета "банков-партнёров".
Говорил, что нужно срочно бежать к банкомату. Попутно интересовался, как у нас здесь погода, такой весь человечный. Знал, что нет мужа, что трое детей, что мама пенсионер с диабетом, и всё равно обманул".
9 декабря утром Надежда вышла из дома и вернулась только поздно вечером — бегала по банкам, брала кредиты, снимала наличные и перекладывала на другие счета. Николай называл их "ячейками в банке-партнёре", мол, оттуда деньги никто больше не сможет снять. "Что-то вроде страховки", — говорит Надежда. Она собиралась забрать свои кровные через пару дней, когда "в Центробанке" дадут сигнал, и закрыть все кредиты. Всего женщина перевела мошенникам 652 тысячи рублей.
9 декабря я очень много часов провела на телефоне. Николай интересовался, не садится у меня батарейка. Я бы тоже переживала, если бы хотела столько денежек поиметь к Новому году. Потом он звонил и 11, и 14 декабря, мы продолжали. Бывало, что около часа он висел на телефоне, а потом отключался и сразу перезванивал".
Как-то Надежда попробовала набрать один из номеров, но у неё не вышло. Тут она вспомнила: Николай сразу предупредил, что по многоканальному номеру невозможно до него дозвониться.
Меня мысли посещали, что что-то здесь не то, но он так логично отвечал. Мошенники говорят очень логичные и понятные вещи, но задуматься просто не успеваешь. Они постоянно что-то говорят, я не знаю, кто их учил".
В один из дней Николай сказал Надежде, что у него есть нехорошая новость: на 64-летнюю маму женщины тоже пытаются оформить кредит. Сначала мошенник попросил её к телефону, а потом перезванивал на номер пенсионерки. Мама взяла два кредита в сумме на 300 тысяч рублей.
Я поняла, что меня обманули, когда он позвонил в последний раз, 18 декабря. Спросил, предлагают ли мне ещё кредиты. Я сказала, что нет. Обещал, что созвонимся. Сказал, что кого-то уже поймали, проверяет дальше. И больше он мне не звонил. 22 декабря мы пошли в полицию".
У Надежды приняли заявление, расспрашивали, что и как. "Нервничаешь, чувствуешь себя дураком в принципе. И стыдно, и смешно, и не знаешь, что делать", — вспоминает женщина. Номера карт, куда переводились деньги, Надежда не записала, а банкомат не выдал чеки, поэтому по номеру счёта преступников не вычислить. В полиции возбудили дело.
Я чувствую себя полным дебилом. Мало того, что ты дурак, что это всё натворил в принципе, а ещё потратил на это кучу времени, ноги бил. Он ещё термины профессиональные называл. Ложишься спать иногда, в голове всё прокручиваешь и думаешь: "Боже, что тебе стоило просто послать его. И плевать, записывается ли разговор". Они сейчас так изворачиваются, никаких кодовых слов не требуют. Фразу "не переживайте, всё будет хорошо" я слышала миллион раз за эти несколько дней".
Надежда собирается писать в банки. Ничего другого пока придумать не может.
У меня нет особо денег: еда, дети, квартплата и всё. У нас нет богатых родственников. Да и если занимать, надо же потом отдавать. Буду писать письма в банки, описывать ситуацию".
На фоне случившегося у 64-летней матери женщины ухудшилось здоровье: у неё диабет, вырос сахар.
Мама говорит никому не рассказывать из близких. А то родственники своими причитаниями моей маме сахар так поднимут… Мама два года на пенсии. Она много лет работала на почте. Она от всей этой ситуацией приболела. Ей нервничать нельзя, а как тут можно не нервничать?"
Сама же Надежда, хоть и немного растеряна, старается не унывать и даже шутит. Она согласилась рассказать свою историю, чтобы уберечь других калининградцев.
Я оптимист по жизни, это дебильное иногда свойство. Если я буду плакать, ничего не изменится. Он мне денег не вернёт, миллион ни откуда не появится. Сейчас бы в тундру уехать, огород развести, козу и курей завести. Жить без банков и зарплаты. Хочется верить во что-то хорошее, в людей. А это не всегда правильно".
Как сообщают в УМВД, настоящие сотрудники службы безопасности банка никогда не будут требовать взять кредит для отмены ошибочной заявки, перевести деньги на "безопасные" счета, установить на смартфон какую-либо программу, сообщить номера карт и коды из сообщений. В такой ситуации нужно сразу класть трубку.
На какие ещё уловки идут мошенники и как не попасться на их уговоры, смотрите в нашем видео.