12:09

Сверчки в морозилке и порванные обои: как калининградская семья заменила родителей птенцам-сиротам

  1. Статьи
Сверчки в морозилке и порванные обои: как калининградская семья заменила родителей птенцам-сиротам - Новости Калининграда | Фото: Демид Александрович
Фото: Демид Александрович

Квартиру 25-летних супругов едва не разгромили... дрозды. Подросшие птенцы-сироты, которых приютили ребята, рвали обои и роняли вещи. Вот уже несколько месяцев калининградцы Демид Александрович и Анна Николенко спасают птичьих детей, выхаживают и лечат.

Летом сотрудники центра для диких животных «Биосфера Балтики» попросили Анну и Демида приютить дома несколько пернатых.

Дрозды выпали из гнезда, которое разорили вороны. Они были несамостоятельные, милые и маленькие. Под конец они стали всё крушить: стягивали обои и роняли вещи. Такие котята, которые летают по квартире! А для стрижей нужна была только коробочка и морозилка, в которой лежат сверчки», — говорит Аня.

Благодаря «Биосфере» и сарафанному радио Демид вскоре прослыл спасителем птиц. По присланному фото и описанию он выяснял, действительно ли птенец нуждается в помощи, и если да — пернатого привозили ребятам. Те проверяли найдёнышей на паразитов, а потом лечили и выкармливали. 

Если есть возможность, просим материально помочь того, кто привёз, потому что стрижонок съедает сверчков на 100 рублей в день. Но мы брали птенцов в любом случае, как их бросишь? В соцсетях выкладывали, как птица живёт, можно было отслеживать», — рассказывает Демид.

Для стрижей ребята придумывали имена. Привезли очень тощего — назвали Бухенвальд. Другой малыш получил кличку Липтон, потому что его принесли в коробочке от чая. Ещё у них жили Патриот, Зелёная морковка, Шаурма и другие. Кормила птенцов Аня, потратив на это свои каникулы.

Максимально летом съедали больше тысячи сверчков в день, а единовременно у нас было 35 стрижат и других птиц. 15 граммов — 45 сверчков — нужно одному стрижонку, их надо кормить три раза в день. С ласточками было забавно: я держала сверчка пинцетом, а они подлетали и забирали», — говорит Анна.

Для самых маленьких Демид смастерил инкубатор: «Я его делал давно для яиц, а тут он неожиданно пригодился. Там внутри гнездо. Туда попадали совсем маленькие лысенькие птенчики, кого нужно согреть», — говорит Демид.

У ребят долго жили две синички. Когда они оперились, садились неподалеку, расправляли крылышки и трясли ими: мол, кормите нас. Ребятам никогда не бывает скучно, как минимум, из-за постоянной уборки двух комнат.

У них первые полёты заканчиваются или в дверь, или в стену. Они летят медленно, врезаются и падают, но не травмируются. Потом по квартире бодро наматывают круги. У нас шумно, но наши птицы тише, чем попугаи. Один какаду смог бы перекрыть всех», — говорит Аня.

Жили в их доме и горихвостки, и зимородки, и воробьи. Подросших и здоровых птенцов ребята отпускали на волю. В будущем семья мечтает открыть свой реабилитационный центр. Анна учится в польском вузе на зоотехника, ездила на практику в Центр реабилитации диких животных под Гданьском, выкармливала маленьких ласточек и синичек. В 2018 году они были там вдвоём с Демидом. «Мы там набрались опыта, поэтому этим летом взялись за реабилитацию», — говорит Аня.

Демид учился в колледже на дирижёра, собирался в консерваторию. После армии решил поработать до поступления.

Как-то с родителями гуляли по Калининградскому зоопарку, я подумал: а почему нет? Сначала работал в отделе ихтиологии, а потом перевёлся на орнитологию, потому что птицы мне нравились больше», — вспоминает Демид.

Парень понял, что в консерваторию больше не хочет и поступил на зоотехника в КГТУ. На вопрос о том, почему именно птицы, ребята единодушны: «Это животные, которых ты можешь наблюдать, просто выйдя на улицу. Даже у нас в городе очень много птиц, просто никто их не замечает».

— Кого нужно везти к вам или в реабилитационный центр? Если перед нами милый одинокий совёнок в кустах, ему нужна помощь? — сросила я у ребят.

— Часто люди таскают слётков сов, потому что они, да, выглядят очень мило и несчастно, сидят в кустах, хлопают глазками. Но никто кроме природы не вырастит совёнка, родители за ним следят. Мы много раз выезжали на место и искали маму совят. Мы забираем только тех птенцов, которых нужно выкормить, потому что их некуда вернуть.

— Как определить, что перед вами за птица? 

— Птицы делятся на гнездовых и выводковых. Выводковые — это утки, гуси, журавли и курицы. Если находишь выводкового птенца, то его нужно вернуть обратно маме. Если это невозможно, то его можно подселить к птицам того же вида.

Мы занимаемся гнездовыми птицами, им необходимо длительное выращивание: яйцо, птенец, который сидит в гнезде, и слёток. Если мы находим слётка, надо постараться его вернуть. 

Как калининградская семья заменила родителей птенцам-сиротам. Klops