Одни считают шопоголизм болезнью, другие относят его к дурным чертам характера. Для любителей обновок придумали праздник, который в мире отмечается 11 ноября. Каждый двадцатый человек на планете зависим от спонтанных покупок, чаще это женщины. "Клопс" выслушал истории двух калининградцев, имеющих кардинально разные взгляды на шопинг.
История №1. Студент Павел. Считает себя шопоголиком лишь "понарошку". При этом объяснить спонтанные расходы парню бывает трудно — чаще всего причины для покупок оказываются по-детски нелепыми.
Не били по рукам за присвоенную сдачу
Наверное, было бы неплохо, если б нам со школы рассказывали что-то о финансовой грамотности. У меня так и не сложилось чёткого понимания, как тратить деньги с умом. Я постоянно слышу: "Если припрёт нужда, ты сам поймёшь, что нужно экономить". Такое было не раз, но я уроков не вынес.
Фраза "деньги жгут карман" самая что ни на есть настоящая. Ведь это прекрасно, когда у тебя есть запас. Хуже только чувство, что ты его не тратишь. Внутренний демон нарочно кричит: "Ты не можешь себе этого позволить!" А потом начинается.
В магазинах не чувствуешь запахов — воняет или слышится приторная смесь каких-то парфюмов, в глаза бросаются пёстрые шмотки. Ты идёшь к ним на автомате, даже если понимаешь, что никогда в жизни бы такое не надел. Я не выйду из торгового зала, пока не увижу всё.
Традиция покупать бесполезные вещи зародилась ещё в школе. Если родители давали деньги и отправляли в магазин — горе в семье, сдачи не будет: я либо тратил остаток на бесполезные сладкие батончики, либо оставлял про запас. Для второго варианта цель должна быть глобальной. Например, несколько свитшотов или новый рюкзак из "Европы". Так делают все дети, разве нет?
Когда вешалки в домашнем гардеробе заканчивались, никто не задавал мне вопросов. Это работало, как спусковой рычаг: значит, я могу продолжать. А дальше всё превращается в привычку.
Я слабо разбирался в качестве текстур, фасонах и кривых швах. Скажу более — это происходит и сейчас. Если драная болотная куртка на тебе смотрится, то какая разница, сколько она проживёт. Она пригляделась тебе сейчас, уйти без неё приравнивается к измене. Можно найти тысячи причин, чтобы договориться с собой и успокоить рациональное начало.
Внутренний диалог — это всегда интим, советы посторонних не нужны. Но пока ты стоишь один, кто-то обязательно пристанет. Консультанты. Они меня бесят. Мне тяжело сказать "нет" искусным торгашам: сам ещё не определился, но тебя уже уламывают сладким голоском, игнорируют недовольство. Для меня это трудное и жизненно важное решение, для них — рабочий момент, возможность сделать очередную продажу.
Инвестировать в себя
Шопоголизм не значит покупать всё подряд. Я, кстати, не считаю это болезнью. Просто ты больше других чувствуешь необходимость привести себя в порядок, беды с головой здесь ни при чём.
Несколько лет мне приходилось работать в общепите — зарплаты там "не айс", шиковать не принято. Вместо попоек после работы я находил удовольствие в походах по секондам или масс-маркету. Пропорция была такая: из условных тридцати тысяч добрые 20 уходили на шмотки, остальное — для выживания.
Зачем мне идти в псевдобрендовые магазины и бутики, тратить там пять-десять тысяч рублей на одну вещь, если за эти деньги можно купить горы разной одежды? Все бредни про невероятное качество… Будем откровенны: к нам в область вещи доходят из Азии, а за настоящим шиком ездят как минимум в Европу.
На секонд-хенды зря грешат. Пусть это часто поношенные и немодные вещи, но даже в куче барахла можно отыскать что-то приличное. Другой вопрос — владельцы точек подняли цены на свой товар, потому что давать вещам вторую жизнь теперь "мейнстримно и экологично". Допустим, месяц назад я видел бежевое пальто в "секе" рядом с Захаровским рынком. Масс-маркет продаёт его за девять тысяч, подвал — за пятьсот. Уму непостижимо.
Почему не покупаю всё подряд? Допустим, шляпа с прямыми полями — это обвиняемый, а тебе нужно быть адвокатом и прокурором сразу. Если она не подходит по цветовой гамме, стилю и каким-то ещё параметрам к остальному гардеробу — пусть остаётся висеть в магазине. Правда, часто узников удаётся оправдать.
Встречают по одёжке. Хорошо, когда она подобрана с умом. Приятно смотреть на человека, который заморочился и сумел себя подать вкусно. Даже скудный гардероб можно разложить на формулы. Жалко, что этому не придают нужного значения.
Лето, осень, зима, весна, скидки
Самое подлое время — конец сезона. Масс-маркеты заманивают распродажами, вещи на скидках безумно дерьмового качества, консультанты печально мотают головой, слыша просьбу помочь с размером: "Всё, что есть, висит в зале. На складе "эльки" нет". Денег в кошельке, кстати, тоже.
Несколько раз вёлся на дешёвый трюк: покупал водолазки за триста рублей (до этого они якобы стоили втридорога). Радовался, что уцепил последнюю такую вещь по акции. А через неделю видел то же на стендах, правда, исходную цену уже писали другую.
Водолазки были совсем плохи: садились за пару стирок, хотя состав был просто замечательным. Ещё одна беда — обувь. Брать её в масс-маркете опасно — разваливается за несколько недель, про секонды вообще молчу.
Но самая занятная фишка маркетологов — чёрная пятница. Вот где под шумок легко сплавить штаны с прогнившими нитками, местами мятые кепки, потрёпанные покупателями джинсы за деньги, которых они не стоят. Но в этот день можно оторвать что-то из новой коллекции. Ориентируйтесь по ценнику:
— 30% скидки.
Магазин сделал реверанс, но цена на вещь всё-таки завышена. Можно потерпеть, если это товар на любителя и он гарантированно подойдёт не всем.
— 50% скидки.
Яблоко созрело и почти упало тебе в рот. Такую скидку делают, когда "всё по-честному".
— 70% скидки.
Это уже слишком. В такой одёжке и без лупы можно найти торчащие нитки, лучше думать дважды.
По моим наблюдениям, безболезненно покупать вещи в середине сезона. Цены свежих коллекций успевают подостыть, а другие покупатели пока ещё не выкупили остатки магазина вместе с продавцами. Может быть, конечно, дороговато.
"Алихакеры"
С интернет-покупками сейчас знакомы если не все, то многие. К счастью, я так и не сумел попасть в эту паутину: любителей шопинга в сети сейчас тоже считают транжирами.
Кто-то раз хотел заказать себе брелок и Манэки-нэко (фигурка кота, который машет лапой — ред.). С доставкой были проблемы, продавец из Шанхая оказался редкостным хамлом и кидалой. Кровные четыреста рублей стали причиной моей вражды с подобными сервисами.
Подруга рассказывала, что блогеры составляют подборки вещей из интернета не хуже ассортимента вещевых магазинов, а стоит это в разы дешевле. Раньше такое вроде называлось лукбуками. На "Авито" встречаются частники, которые со складов достают брендовые шмотки за полцены — высылай нужный размер, фото, и готово.
Когда заказываешь что-то в сети, нет того удовольствия от покупки. Приходится ждать, а потом отслеживать заказ и ждать на почте. Лучше переплачу, но не обломаю себе кайф.
Я разговариваю с вещами
Всё, что висит на вешалках дома, имеет свой характер. С любимым блейзером всегда трудно прощаться. Помню, как после похода в клуб порвалась одна из любимых рубашек — с цветастым принтом, привёз из Словакии. Я извинялся перед ней, ведь не сумел уберечь.
Родители приучили давать изношенным вещам новую жизнь. Это трудно. Самая тусклая майка может долго соседствовать рядом с пятью такими же, но поновее. Старьё не выбрасываю на помойку — по ритуалу ставлю рядом с мусорной кеской, бездомным пригодится. Один раз перепутал пакеты и выбросил зимние свитера прямо в бак. Вспоминал, как носил их, корил себя и даже заплакал.
Дни до зарплаты трудно даются всем, не только шопоголикам. Я не впадаю в депрессию: хожу пешком, отказываюсь от завтраков и обедов и даже терплю отключения телефона за неуплату. А в голове классная картина: вот скоро отведу душу и спущу половину зарплаты не на тряпки, а на хлопковых друзей.
Кому-то радость приносят мысли о Новом годе, другим — подаренный щенок или котёнок. Третьи вообще хотели бы просто и вкусно наесть бока по поводу и без где-нибудь в кафе. Я чувствую облегчение только после покупки. Это невозможно сравнить с чем-то ещё: как представлю, во что и когда я смогу нарядиться, внутри бурлит вулкан.
Вот я не знаю, откуда в моём шкафу взялась каска для пива. Такие показывают в американских фильмах: тусовщики хлещут сразу из двух банок, отжигают под громкие треки. Спрашиваю себя, сколько это стоило, и не могу найти ответ. Всё равно я люблю её.
История №2. Программист Артём. Он придерживается теории капсульного гардероба — в шкафу должно быть только самое необходимое. В жару носит белую майку и шорты с пальмами, в холода — чёрный свитер и спортивные штаны. Калининградец не бедствует, просто "тратит деньги на самое необходимое".
"Всё равно купят"
Я понимаю, когда девушки ходят по магазинам и покупают красивую одежду. Но зачем это делать парням? Мне неинтересна мода, эти вещи, как правило, странные и неудобные. Комфорт важнее.
Есть два варианта: безудержно спускать средства на всё подряд или элементарно следить за своей одеждой. Сейчас я хожу в кедах. Они тёплые, сделаны на века. Если прошёлся по грязи и запачкал подошву, то аккуратно мою обувь, обрабатываю какими-то средствами при необходимости. Вместо того чтобы захламлять дом, покупай самое необходимое: минимализм во всём.
Пофиг, если кто-то подумает, что у меня нет денег. Я-то знаю: они у меня есть. Да, я буду семь дней в одном и том же свитере. Он никогда не завоняет, если стирать вовремя.
В торговые центры я попадаю случайно. В этих магазинах большие наценки, в интернете можно заказать гораздо дешевле. На рынках тоже не покупаю вещи: раньше эти палатки ассоциировались с чем-то демократическим, а сейчас ипэшники наживаются на своём добром имени. Типа если рынок считается выгодным местом, значит, "всё равно купят и не заметят разницы в ценах".
Презент трёхлетней выдержки
У меня есть чёрный свитер. Подарила мама, когда мне было 24, уже три года ношу. Разве можно по нему сказать, что он износился и покрылся катышками? Бывшая девушка тоже любила баловать какими-то подарками, мне это не нравилось.
Скажем, часы — вещь дорогая, солидная и очень функциональная. Парфюм ещё туда-сюда, по праздникам, допустим. А зачем мне браслеты, шарфики тонкие? Это уже лишнее.
Я никогда не сталкивался с осуждением и неудобными вопросами. Люди вокруг не замечают, в чём ты гуляешь, спишь и приходишь на свадьбы. Подумаешь, что не подходит под тематику какой-то вечеринки? Ну вот такой я непритязательный.
Я не экономлю на технике. Если меня подводит смартфон или компьютер, значит, работа пойдёт ко дну. Ещё люблю всякие снасти для рыбалки, обзоры на ютубе просматриваю. У этих вещей есть практическое применение, это не пустые капризы.
Быть скрягой и контролировать свои деньги — разные вещи. Я со спокойной душой балую себя вкусной едой — за карантин разнесло сильно, до сих пор пытаюсь бороться, — делаю щедрые подарки родителям, друзьям. Замечал, что девушкам такие парни нравятся: лишнего не спустят и любимую побалуют.
Упустили Аню
У меня есть племяшка. Аня учится в шестом классе, её товарищи часто выпендриваются друг перед другом — мелкая перенимает привычку. Про тех, кто не купил самый навороченный телефон, устраивают пересуды. Думаю, свою дочь я бы воспитывал по-другому.
Шопоголизм — это какое-то отклонение. Оно идёт с детства, когда не понимают ценности вещей. Сам процесс переоценили, сделали праздником. Ребёнок должен понять, что деньги зарабатывают родители. Многие вкалывают, чтобы тупо прокормить семью. Хочешь понтоваться перед одноклассниками? Иди поработай на жаре аниматором.
В восемнадцать лет я перегонял тачки, ремонтировал технику. Это было не моё, но так учишься копить. Пока другие бездельники трясли с родителей на новые угги, я вкладывал и делал себя с нуля.
Важно понимать, что экономия не сделала меня ущербным. Я тоже живу и получаю удовольствие, а всё остальное — стереотипы.
Непреодолимое желание совершать покупки нужно признать психическим расстройством. К такому выводу пришли немецкие учёные.