13:08

Рогатые в городе: вспоминаем троллейбусы на улицах Калининграда

  1. Статьи
Рогатые в городе: вспоминаем троллейбусы на улицах Калининграда - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук/"Клопс"
Фото: Александр Подгорчук/"Клопс"

13 апреля в мире отмечается День рождения троллейбуса. Этот транспорт популярен среди миллионов людей по всей планете, а ещё он считается одним из самых удобных и экологичных. В России "рогатые" появились в 1902 году. В Кёнигсберге запустили маршрут только в 1943 году, а первый калининградский рейс выполнили через тридцать лет после окончания войны. "Клопс" вспомнил этапы развития троллейбуса, выяснил, как сейчас выглядит маршрутная сеть и чего ждать в будущем.  

При немцах тоже был троллейбус

Впервые троллейбус появился ещё на территории Кёнигсберга. В 1943 году немцы столкнулись с дефицитом бензина для городских автобусов (топливо в первую очередь отправляли на нужды фронта). Первый экологичный транспорт был советского производства — из Киева. 

Как писала газета "Калининградский рынок", маршрут пролегал от нынешней улицы Дзержинского до мореходного училища на Ленинском проспекте. 

В 1945 году вся троллейбусная сеть (включая парк) была уничтожена. Советские власти посчитали восстановление нецелесообразным. Для запуска потребовалось тридцать лет.  

Рогатые в городе: вспоминаем троллейбусы на улицах Калининграда - Новости Калининграда | Фото: Архив "Клопс"
Фото: Архив "Клопс"

С чего всё начиналось

Калининградскую троллейбусную сеть открыли 5 ноября 1975 года, накануне праздника, посвящённого Великой Октябрьской революции.

Вся система электротранспорта была построена заново. Первый маршрут пошёл от Южного вокзала по Ленинскому и Советскому проспектам до улицы Борзова. Первыми вышли на линию модели завода имени Урицкого (ЗиУ) № 682 и № 9", — вспоминает один из старейших сотрудников муниципального предприятия "Калининград-ГорТранс" Виктор Шадрин.

На торжественное открытие маршрута пришло много жителей. Через Ленинский проспект натянули красную ленту. Всех калининградцев в этот предпраздничный день катали бесплатно. Троллейбусы выглядели нарядными, все были новые.

Рассвет троллейбуса

Троллейбус достойно пережил 90-е и продолжает работать сейчас, в условиях тяжёлой конкуренции с маршрутками и автобусами. До 2000-х годов в городе работало шесть направлений. Двадцать лет назад власти собирались расширять сеть. В первую очередь линии обещали строить на улицах, где уходил трамвай: Невского, Горького и Гагарина. Были планы строительства линии в посёлок Прибрежный. 

Рогатые в городе: вспоминаем троллейбусы на улицах Калининграда - Новости Калининграда | Фото: Архив "Клопс"
Фото: Архив "Клопс"

Получилось проложить маршруты только по Горького. Дальше началась оптимизация: В 2007-м рейсы № 3 и № 4 были объединены в один, ещё три маршрута были полностью закрыты, два — укорочены.

Администрация обновляла парк. В 2011 году в Калининград прибыл троллейбус четвёртого поколения. Спустя год поступили в эксплуатации белорусские "Кузнечики", а затем и несколько единиц отечественного производителя. 

Осталось всего три маршрута

Количественно машин не всегда хватает. По некоторым троллейбусным маршрутам курсируют автобусы. Старый подвижной состав списывают и распиливают. Сейчас в городе действуют три маршрута. Их обслуживают больше 40 машин, в основном — "Тролза".

Последним закрыли рейс №6 до микрорайона Космодемьянского в 2018-м. Причиной стало восстановление моста на проспекте Победы. Но после завершения ремонта дороги, троллейбус так и не появился.

Рогатые в городе: вспоминаем троллейбусы на улицах Калининграда - Новости Калининграда | Фото: Архив "Клопс"
Фото: Архив "Клопс"

Помимо дефицита подвижного состава, существуют проблемы и с инфраструктурой — в городе старые опоры, которые удерживают контактную сеть, да и сами провода во многих местах изношены. Комплексно замену проводят только во время реконструкций улиц. Это одна из причин, почему власти задумываются заменить все троллейбусы электробусами.  

В генплане новые направления 

В новой маршрутной сети предполагается открытие рейса № 9, который свяжет Сельму с Московским районом Калининграда. Линия соберёт пассажиров с будущего ТПУ "Северо-Запад". Кольцо хотят сделать на ул. К.Маркса. 

Планируют возобновить и линию на Емельянова, Суворова и Транспортной. До 2025 года по проекту прокладка маршрута через 9 Апреля, Черняховского к площади Победы. 

Запланированы и так называемые подвозящие рейсы: на ул.Громовой и Понартской. 

Рогатые в городе: вспоминаем троллейбусы на улицах Калининграда - Новости Калининграда | Фото: Архив "Клопс"
Фото: Архив "Клопс"

Троллейбусы предлагают пустить и с улиц Молодая Гвардия, Денисова, Куйбышева, а маршруты с Гайдара и Горького могут продлить до 3-ей Большой Окружной.

По генплану доля перевозок на "рогатых" должна расти. Если в 2015 году этот вид транспорта перевозил 5% всех пассажиров города, то к 2035 году цифра должна вырасти до 18%.

Калининградскому троллейбусу исполнилось 45 лет. Klops