Число официально зарегистрированных безработных в регионе с начала пандемии увеличилось почти в девять раз. По данным областного министерства соцполитики, на учёте в центрах занятости стоят 36 700 человек, получают пособие по безработице 20 500 калининградцев. Для сравнения: на 1 марта на бирже труда числились 4 137 человек. “Клопс” выяснил, кому пришлось увольняться и на что могут рассчитывать эти люди.
По собственному желанию
С марта большинство руководителей предприятий были озабочены оптимизацией расходов, дабы удержаться на плаву и не попасть под маховик банкротства. Самое простая экономия — урезать зарплаты, мотивируя переходом на удалёнку, затянуть пояса до предела, сократив численность персонала. Кризис коснулся, пожалуй, всех областей экономики. Первыми приняли удар турфирмы, затем гостиницы, кафе, рестораны, салоны красоты, магазины…
Среди безработных больше всего людей уволено из организаций обрабатывающих производств — это 18 процентов, оптовой и розничной торговли — 17,3 процента, предприятий по ремонту и обслуживанию техники, оказанию других персональных услуг населению — 13,8 процента, гостиниц и общественного питания — 6,6 процента”, — приводит статистику министр соцполитики Калининградской области Анжелика Майстер.
Увольняли работников транспортных и складских компании, они дали 5,1 процента от общего числа безработных, примерно столько же — сельское хозяйство и строительство.
Не лучшая доля досталась тем, кто ходит в море.
Многие страны закрыты или порты в них. Приходится контракт многим "перехаживать", ждать, пока будет удобный для смены порт. Обязательно за день до вылета должен быть тест на коронавирус, чтобы к моменту посадки на судно не прошло трёх дней с момента его получения, — рассказывает руководитель одной из крюинговых компаний Сергей Никитин. — Но набор персонала не сократился. Есть проблемы технического характера: визы, билеты, допуски и т. д. И ещё один большой недостаток — это низкая квалификация рядового плавсостава: матросов, мотористов”.
Основная доля безработных, или 96,6% уволилась “по собственному желанию”, по сокращению — только 3,4 процента работников, или 392 человек. Увольнение по соглашению сторон или личному желанию работника выгодно работодателю. “Сокращая” человека, владелец бизнеса или руководитель бюджетной организации должен выплачивать ему среднюю зарплату ещё три месяца после увольнения, если тот не найдёт работу за это время.
Молодёжь и предпенсионеры
Одна из типичных историй “добрых” расставаний с работодателем. Калининградке Елене (имя изменено) 37 лет. Юрист по образованию, она имеет опыт работы в муниципальных органах власти. На бирже труда стоит с июля:
Я была вынуждена уйти по собственному желанию. Ситуация в нашем отделе была такова, что проще самой написать заявление. Отношения стали напряжёнными. Конечно, потерять работу по специальности в нынешнее время почти катастрофа, найти новое место непросто. Да и ребёнка надо растить, он ещё учится в начальной школе. На учёт в центр занятости встала дистанционно через портал госуслуг. Сейчас ищу работу, пока безуспешно. Получаю максимальное пособие по безработице. До конца года уволенным с 1 марта это 12 130 рублей. Что будет дальше, не знаю. Что касается продуктовой карты, то мне она по статусу не положена”.
Среди калининградских безработных основную долю составляют люди в возрасте 30-49 лет — 61 процент, или 22 400 человек. “На втором месте — молодёжь (25,6 процента, 9 400 человек), третье место заняли граждане старше 50 лет и предпенсионеры — 13,4 процента, около пяти тысяч человек”, — сообщили в региональном минсоцполитики.
Ниже прожиточного минимума
Жительница Калининграда Светлана (имя изменено), имеющая два высших образования, последние 20 лет работала в индустрии красоты. Вела крупные проекты СПА-центров в Москве, Уфе, работала в этом направлении в Киргизии:
Когда уезжала в начале нулевых в столицу, не могла подумать, что когда-нибудь вернусь домой и окажусь у разбитого корыта. Считала себя успешным человеком, неплохо зарабатывала. Судите сами: за 2019 год, компания, где я работала, заплатила с моего заработка порядка 300 тысяч рублей налогов. В декабре 2019 года была вынуждена уволиться, переехать в Калининград: тяжело заболела мама. Надо было быть рядом, ухаживать. Понимала, что здесь будет сложно найти работу по профессии, рынок слишком узкий. Впрочем, даже в городах-мегаполисах сейчас СПА-салоны переживают кризис. В феврале устроилась косметологом в небольшой салон, но он в марте закрылся из-за пандемии. В марте зарегистрировалась через сайт Центра занятости населения и получила первое пособие — 1 500 рублей. Потом извинились, пересчитали и включительно по сентябрь перечисляли “минималку” — 4 500 рублей. О выдаче продуктовой карты мне никто на бирже не говорил, написать заявление не предлагал. Единственное, что сказали при первой встрече: Калининград — город маленький, найти приличную работу можно, только имея связи и знакомства".
Связей в Калининграде у Светланы не осталось. Друзья и хорошие знакомые давно уехали за границу на ПМЖ.
Варианты трудоустройства, что находила сама по объявлениям, не устраивали: работа низкоквалифицированная, платят мало. Но главная проблема — возраст. Мне 52 года. И отказы, убеждена, только по этой причине. В одном салоне красоты посмотрели моё резюме, дипломы, сертификаты, послужной список и ответили: “Вам у нас будет скучно, мелко. У вас такая шикарная квалификация”.
Женщина устраивалась туда, куда брали. Когда совсем отчаялась, пошла продавцом в палатку, потом расклеивала рекламные объявления...
Листовки клеила в центре города. Надо было купить клей за свой счёт, очистить доски объявлений от чужих наклеек. Наклеить листовку. Сфотографировать на телефон и отослать работодателю отчёт о проделанной работе. Платили рубль за одну листовку. Выходило примерно 200 рублей за три часа, плюс 500 рублей за десятичасовой рабочий день и ещё пять процентов с продаж. В итоге — примерно 15 тысяч в месяц. В палатке, конечно, было не лучше. Условий никаких, руки не помыть, туалет по соседству, платный. Рабочий день с десяти до 20 часов без обеда. В одном лице ты продавец, уборщица и охранник. Максимально можно было получить 20 тысяч. Так я научилась жить в жесточайшей экономии. Один плюс: за полгода сбросила лишние 12 килограмм, без фитнеса и пробежек по утрам”, — завершила свою историю Светлана.
Найти работу намного сложнее тем, кому за 50 лет. По информации Центра занятости региона, трудоустроенных за время пандемии людей такого возраста всего 15 процентов, или порядка 1 600 человек. Кстати, отказ в трудоустройстве из-за возраста является нарушением закона. При обращении “отказника” в трудовую инспекцию работодателя могут оштрафовать на приличную сумму.
Меры поддержки
"Порядка 51 процента зарегистрированных безработных официально не работали более года. Для них минимальная величина пособия по безработице в мае-августе этого года составляла 4 500 рублей”, — отметили в министерстве социальной политики региона.
Максимальная сумма пособия по безработице уволенным с 1 марта составит 12 130 рублей до конца года. Более девяти тысяч безработных летом получили выплату — 10 тысяч рублей, так называемые продуктовые карточки на пять тысяч в месяц.
Эта мера поддержки в регионе будет пролонгирована, но не всем категориям безработных, а лишь предпенсионерам, инвалидам, одиноким родителям с несовершеннолетними детьми, получающим минимальное пособие по безработице. На начало октября продуктовые карты одобрены 5 615 гражданам. Обратиться с заявлением за дополнительной разовой выплатой на продукты питания нужно в Центр занятости населения до 31 октября.
Нужны чернорабочие и врачи
Работу найти можно, по официальным данным, количество вакансий составляет 14 700 единиц. Наиболее востребованы неквалифицированные и квалифицированные рабочие — это 60,4 процента свободных мест. Требуются электрогазосварщики, электромонтёры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесари-ремонтники, автослесари, обработчики рыбы, уборщики, продавцы, кассиры, повара, пекари, официанты, кондукторы, операторы связи, почтальоны, водители. Нужны высококвалифицированные инженеры, врачи различных специализаций, программисты, охранники, полицейские, воспитатели.
Да, пока в Калининграде самые популярные вакансии — водители, официанты, повара, линейные сотрудники на производстве. По статистике количество безработных растёт, а ситуация на рынке труда кардинально изменилась. Заработная плата в 20 000-25 000 рублей — это уже не рыночный уровень. Это минимум, на который придут люди без опыта, либо те, кто пропадёт после первой же зарплаты. В описании вакансий у моих клиентов — дружный коллектив, перспективы развития. Но на рынок вышло поколение Z. Их ещё может заинтересовать бесплатное питание, комфортное рабочее место и корпоративный транспорт. А главная мотивация — деньги. Что касается возраста, то не время выбирать по числу лет, внешнему виду и перерывам в трудовой книжке. Нужно рассматривать всех соискателей, в том числе поколение 50+”, — считает представитель рекрутингового агентства "Персонал-Янтарь" Наталья Воронцова.
“С начала года направлено на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 860 безработных, трудоустроено на временные работы 1 682 человека”, — сообщили в областной службе занятости населения. Приступили к общественным работам 166 человек.
По расчётам областных властей, индекс напряжённости на рынке труда к концу года снизится до 2,6 единицы. Для сравнения: это соотношение числа незанятых граждан на одну заявленную вакансию на 1 января 2020 года составляло 0,2 единицы.
Кто такие люди-"расчёски" и какие ещё тренды характерны для калининградского рынка труда, читайте здесь.