14:44

Получаю больше помощника судьи: молодые педагоги рассказали, зачем устраивались в школы Калининграда

  1. Статьи
0:00
/
8:59
Получаю больше помощника судьи: молодые педагоги рассказали, зачем устраивались в школы Калининграда - Новости Калининграда | Фото: Архив "Клопс"
Фото: Архив "Клопс"

По данным регионального министерства образования, в этом году перед началом учебного года из школ уволились более 300 педагогов. В правительстве предположили, что это может быть связано с "возрастными историями". Насколько трудно устроиться в школу и что заставляет молодых учителей менять работу — в материале "Клопс". 

Двухметровый против тридцати школьников

Викентий Долгушин два года работает учителем истории и обществознания в калининградской 28 школе. В педагогику он пошёл сразу после окончания университета.

Как вспоминает молодой человек, искать работу пришлось вместе с поступлением в магистратуру — занять первую половину дня школой предложил старый знакомый, который уже работал преподавателем. 

Я спросил у него: "Илья Олегович, кем обычно историки работают?". А он мне сказал, что в школу идут. Заинтересовался, написал резюме", — вспоминает Викентий свой первый шаг.

Собеседование назначили на следующий день. Школьное руководство интересовалось у парня, как он относится к детям, разбирается ли в современных технологиях — системах "Сингапур" и "Наглядное образование" — и об опыте работы. Викентию показалось, что его встретили хорошо.

К собеседованию я даже не готовился, потому что всё написал в резюме. Да и там писать-то особо нечего было. Они сразу понимали, что я человек неопытный, но приободрили — буду обучаться "в бою".    

Викентий рассказывает, что статус молодого педагога позволяет допускать определённые ошибки. "Я учусь. В этом плане меня закон защищает, но когда буду получать категорию — через год — мне нужно будет проходить тест по методологии образования, по предметам", — добавляет он. В первый рабочий день молодой учитель очень боялся, но это чувство быстро прошло.

Я почти два метра ростом, но мне было страшно. Разные истории бывают в интернете, что дети сейчас непростые… Когда заходишь в класс, а там тридцать человек смотрит на тебя — трудно", — через неделю учитель привык, а через месяц чувствовал себя как рыба в воде. 

Получаю больше помощника судьи: молодые педагоги рассказали, зачем устраивались в школы Калининграда - Новости Калининграда | Фото: Архив "Клопс"
Фото: Архив "Клопс"

Вместе с новой работой начались трудности в университете, а свободного времени не хватало. Своим переломным моментом парень называет ноябрь — к этому моменту Викентий дал себе время определиться, быть учителем дальше или нет. Позже его затянуло. 

Многие друзья, знакомые спрашивают про школу, интересуются. Одногруппники бывшие с истфака работать пошли педагогами, мы поддерживаем связь, уже как коллеги. Все думают, что в школе мало платят", — Викентий уверяет, это не так.

Его знакомые, которые трудятся помощниками судей, "получают прожиточный минимум, хотя работают круглыми сутками". Некоторые даже думали уйти в педагогику: "Цифра плавающая, но стабильно 25 тысяч рублей в месяц выходит". 

Многое зависит от школы. Если это какая-то гимназия, то туда сложно попасть. А в обычных школах сейчас кадровый голод. Другой момент: сможет ли учитель себя перебороть и остаться".

Жаловались, что ничего не могут, но у них получается

С начала осени Дарья Галлингер работает педагогом дополнительного образования в ДЮЦе (детско-юношеский центр, — ред.). Девушка настаивает: "Это отдельная профессия". 

По образованию Дарья — журналистка. Будучи выпускницей, она выбирала будущую специальность и не думала о преподавании в принципе — хотелось "найти социально значимую профессию". Со временем мнение изменилось.

Было время, когда я задумывалась о том, что хочу преподавать русский язык и литературу в школе. Правда, в интернете пишут, что журналисты в школах устраиваются предметниками истории и обществознания. А вообще у меня была другая мечта — мультипликация", — Дарья проводила мастер-классы по лепке из пластилина и рисованию.

С улицы не берут, заявляет учитель. Чтобы стать педагогом, у тебя должно быть высшее образование, позволяющее преподавать, или ты проходишь курсы переквалификации. 

В такой ситуации оказалась сама калининградка, поскольку университетских курсов по педагогике Дарье для работы оказалось недостаточно: в школах придирались к маленькому количеству часов и отсутствию необходимого сертификата.

Я проходила платные курсы, так как они чаще всего попадаются при поиске. В моём сертификате теперь стоит "Педагог дополнительного образования", есть даже направление — мультипликация. Но это чисто у меня так, потому что нужна была эта программа". 

Получаю больше помощника судьи: молодые педагоги рассказали, зачем устраивались в школы Калининграда - Новости Калининграда | Фото: Архив "Клопс"
Фото: Архив "Клопс"

Калининградка отмечает, что она тоже ведёт журналы посещений и составляет календарно-тематические планы. "Это не так, что вы пришли и вместе с детьми веселитесь: вся программа прописана на определённое количество часов, есть конкретный график тем для каждого занятия", — добавляет она. Ставить "тройки" или "пятёрки" в ДЮЦах не принято, но по итогу у детей должен быть проект.

Когда ты смотришь, как у детей что-то получается, они радуются и показывают родителям… А они тоже в восторге. Это что-то невероятное! Хотя сначала они приходили и жаловались, что ничего не могут".

По словам Дарьи, устроиться педагогом дополнительного образования получится не у всех. "Для этого нужно иметь особый навык. Чем именно ты хочешь зацепить ребёнка или взрослого? Желание, старание и талант. Просто этого мало — надо уметь объяснять", — уверяет она.

Учитель должен пройти проверку на прочность

Надежда Шорохова уже третий год работает учителем иностранных языков. Английский и немецкий она преподаёт ребятам из МБОУ "Южная СОШ".

По словам калининградки, быть педагогом — давняя детская мечта, которая в университете почему-то забылась. 

Так сложилось, что я оказалась в школе. В какой-то степени это было неожиданностью для меня самой и близких. К осени после выпуска уже была в строю среди коллег".

Устройство на работу для выпускницы лингвистики прошло волнительно, но легко: на собеседовании директор и школьный завуч просили кандидатку рассказать о себе, интересовались опытом преподавания. 

К слову, у меня его вообще не было. Никаких тестов или испытаний не проходила: им срочно требовался учитель, а мне — работа. В общем, мы друг друга нашли", — шутит Надежда. 

При этом девушка считает, что "всё зависит от учебного заведения". Другие школы могли потребовать пройти различные курсы по методике преподавания, психологии или по предмету, который кандидат в педагоги хочет объяснять детям. 

Получаю больше помощника судьи: молодые педагоги рассказали, зачем устраивались в школы Калининграда - Новости Калининграда | Фото: Архив "Клопс"
Фото: Архив "Клопс"

Мы всё и так это делаем по несколько раз в год. Сомневаюсь, что отсутствие именно педагогического образования помешало бы устроиться в школу, если желание есть у вас и руководства", — предполагает она.

Калининградка рассказывает, что молодые педагоги часто переживают, как "новенького" учителя примут дети. Надежду на первых порах часто волновали такие же вопросы: "Как работать со старшеклассниками, если ты сама едва ли взрослее? Как не сделать случайной ошибки? Как общаться с коллегами?". Оказалось, что общий язык труднее найти с маленькими детьми и учениками средней школы — ребята устроили молодой англичанке проверку на прочность. 

Классика: монетка в замочной скважине. Мелочь, но неприятно. Зимой в мой стол швырнули снежок. Однажды закинули муху в чай", — Надежда считает, что детские шалости надо прощать. 

По мнению девушки, это то, чему педагог не научил подопечных: "Когда ты выходишь из класса, а потом кто-то головой вниз и окна висит или душит одноклассника, это твоя проблема — ты за них отвечаешь". Молодых учителей часто не воспринимают всерьёз, поэтому Надежда черпала советы коллег.

За что я люблю свою школу? Тебя всегда поддержат как молодые коллеги, так и те, кто уже многое повидал на своём веку. Когда вдруг начинается профессиональное выгорание и хочется опустить руки, один разговор способен сотворить чудо".

Зарплата педагога несоразмерна нагрузке, считает девушка. Оклад учителя складывается из предмета, количества часов в неделю и количества детей. "Можно взять внеурочную деятельность и классное руководство. За него  с этого года будут доплачивать по пять тысяч рублей в месяц", — говорит она.

Много знакомых, которые не выдерживают, увольняются, называют зарплату копейками. В условиях пандемии нам приходится работать в две смены: бегаем из кабинета в кабинет", — рассказывает Надя о самом тяжёлом. 

"Я с треском провалилась"

Маргарита Зимина (фамилия изменена) после выпуска год проработала учителем биологии. Возвращаться в педагогику девушка больше не собирается.

Первые мысли стать преподавателем появились, когда Маргарита и её детские друзья играли в школу. Девочка считалась "самой строгой училкой", которая ставила двойки за поведение. После университета выпускница начала присматривать вакансии.

Меня взяли не сразу. Диплом позволял мне быть педагогом, но везде по-разному: одним какие-то курсы подавай, другим — слишком молодая. Разговоры о тестах, нагрузке, психологической подготовке. Со всяких гимназий я снизошла до сельской школы", — шутит она. 

Получаю больше помощника судьи: молодые педагоги рассказали, зачем устраивались в школы Калининграда - Новости Калининграда | Фото: Архив "Клопс"
Фото: Архив "Клопс"

Коллектив встретил "новенькую" холодно. Опытные педагоги под видом советов находили повод упрекнуть Маргариту. Сначала, вспоминает она, придирались к методике преподавания, а потом обвиняли в некомпетентности. Больше всего девушку задевали сплетни.

Я заходила в учительскую набрать кофе, а там уже собрался саммит "гарпий". Значит, наряжаюсь я вульгарно, разговариваю не так, какие-то мистические родители всё обо мне рассказывают. И так каждый день. Завучам было не до этих разборок".

Маргарите дали несколько шестых и параллель пятых классов. Дети новую учительницу считали за подружку и позволяли себе буянить на уроках.

А что я с ними сделаю? Их (учеников, — ред.) попробуй тронь — сразу разборки с родителями. Пыталась по-хорошему, но в один момент осатанела и начала выносить самых борзых", — каждый урок начинался с контрольной и устной проверки домашних заданий. 

Успеваемость классов резко упала, коллеги стали жаловаться руководству. Воевать Маргарите приходилось теперь не только с детьми, но и с родителями обиженных учеников. Однажды Instagram девушки стал предметом обсуждения на родительском собрании.

Завуч вызвала на ковёр. Сказала, что непорядочно, когда учитель выкладывает "такие" фото. Если что, я просто делала селфи с губами-уточкой", — говорит она. 

Свои классы девушка довела до конца года, а затем написала заявление. Ей кажется, что "этому рады были все". Знакомые Маргариты работали в других школах, но ситуацию в сельском учебном заведении все единогласно называли странной. 

Я пришла с миром. За год мне потрепали нервы: кличками, агрессией, сплетнями и похабным отношением. Да, нагрузка была небольшой, но за какие деньги? Чуть меньше двадцати тысяч за кипы бумаг и вот это панибратство. Короче, я с треском провалилась".

По мнению Маргариты, учительская текучка объясняется тем, что профессия далеко не для всех. Освоиться в школе смогут только самые сильные, уверенные в себе и любящие детей.

Каких учителей не хватает в Калининграде, можно узнать в материале "Клопс".