Калининградские океанологи во время 56-й экспедиции НИС “Академик Иоффе” нашли на дне Балтийского моря затонувшие корабли и сероводородные впадины. Об этом “Клопс” рассказала начальник экспедиции Атлантического отделения Института океанологии им. Ширшова РАН Марина Ульянова.
Неопознанные объекты в шведской зоне
Исследования велись в территориальных водах Польши и Швеции с разрешения государств. На борту НИС “Академик Иоффе” находился наблюдатель Министерства климата Польши. Большую часть работ на дне в российской зоне пришлось отменить из-за учений ВМФ России.
Нам удалось поработать в польских и шведских водах, где были обнаружены два потенциально опасных объекта, которые не были ранее нанесены на навигационные карты. Без видеосъёмки, подводного обследования пока сложно сказать назначение и степень разрушения этих объектов. Один из них — прямоугольной формы, примерно размером пять на шесть метров, возможно контейнер. Не исключено, что с грузом. Второй — очевидно — судно, длиной около 20 метров”, — объяснила Ульянова.
Кислород на нуле
За десять суток экспедиции учёные исследовали состояние экосистемы Юго-Восточной и Центральной Балтики, особенности рельефа дна, зон отсутствия кислорода и сероводородного заражения, опасных для морских обитателей. Практически во всех районах с глубинами более 90 метров на дне нет или не хватает кислорода, но есть убийственный для жизни сероводород.
Мощность слоя “сероводородного заражения”, покрывающего морские впадины, достигает 10-20 метров. Последний большой заток “свежих”, богатых кислородом вод Северного моря, был пять лет назад. Из-за накопления сероводорода рыбы начинают мигрировать в районы с большим содержанием кислорода или погибают.
Из 30 станций, где отбирались пробы на сероводород, на 20 станциях он присутствовал. — говорит Марина Ульянова, — но, несмотря на отсутствие признаков затоков во впадинах, мы нашли живых моллюсков Astarte borealis на Гданьско-Готландском пороге, более мелководном участке. Эти ракушки — виды, принесённые из Северного моря. Это свидетельствует о существовании водообмена. Изучение пути поступления придонных вод — наша следующая цель”.
Парниковый газ
Учёные обнаружили в Балтийском море поля газонасыщенных осадков, в составе смеси есть метан — второй по значимости парниковый газ. Пробы сейчас обрабатывают, но при отборе фиксировались пузырьки газа, что свидетельствует о значительном количестве метана.
В июле 2020 года океанологи с помощью специального гидролокатора просматривали дно и видели несколько затонувших кораблей.
Среди них нашли подводную лодку. Объект сфотографировали и уточнили координаты. И ещё обнаружили два судна, которых не было в международной базе данных. Предположительно, это немецкие баржи, которые затонули в конце Великой Отечественной войны. Они лежат рядом. Тогда из Пиллау и Данцига немцы вывозили на баржах людей, технику, оборудование, ценности", — вспоминал начальник экспедиции Дмитрий Дорохов.
Научная экспедиция стартовала 19 августа. Учёные намеревались оценить влияние затонувших объектов на экологию Балтийского моря.