16:52

Голубика, малина, клубника: где в Калининградской области выращивают ягоды и как их продают

  1. Статьи

Руководители ягодных плантаций и крестьянско-фермерских хозяйств рассказали журналу "Королевские ворота" о перспективах отрасли и необходимости кооперации.  

Производство ягод в Калининградской  области в последние годы стабильно показывает рост. В 2017 году урожай плодово-ягодных культур составил 783 тонны, в 2018 году — уже 36,8 тысячи тонны. Высокие показатели связаны со спецификой отрасли: ягодные кустарники начинают плодоносить не раньше чем через несколько лет после закладки сада. Нынешний год имеет все шансы стать ещё одним в цепочке рекордов местных фермеров — большинство из них выращивают клубнику, малину, голубику, клюкву, жимолость и другие культуры с середины десятых годов. 

Один из первопроходцев — владелец компании "Орбита-Агро" (работает с 2006 года, специализируется на растениеводстве и овощеводстве) Шаиг Мамедов: в 2014 году он начал выращивать клубнику в промышленном масштабе. 

Клубника — это, наверное, наш самый лучший проект. Мы доказали, что её можно выращивать в Калининградской области, продавать за нормальные деньги и конкурировать с зарубежными производителями. Потребность есть, через торговые сети в сезон можно продать от трёх до пяти тонн в день, — рассказывал Мамедов в интервью "Королевским воротам" в 2015 году. 

В это же время в разговоре с "Российской газетой" Шаиг делился следующим прогнозом: "Если ещё какой-то фермер позволит себе разбить плантацию, мы полякам с их клубникой просто скажем: "Гуд бай"".

За последние пять лет конкурентов у Мамедова прибавилось — производством клубники занимаются как крупные агрохолдинги, так и небольшие фермерские хозяйства, которые нередко запускаются на гранты Минсельхоза. Однако производители отмечают, что сказать гуд бай импортной ягоде пока не получается — польской клубники всё так же много на прилавках, правда, теперь под видом сербской или марокканской. Хорошие перспективы фермеры видят в поставках в "большую" Россию. 

Праздник урожая 

На фото: Роман Болсун  |  Фото: Светлана Андрюхина
На фото: Роман Болсун. Фото: Светлана Андрюхина

В 2011 году, окончив сельскохозяйственную академию в Белоруссии, Роман Болсун подал заявку на грант по программе "Поддержка начинающих фермеров". Полученных 1,5 миллиона хватило, чтобы заложить три гектара для посадки голубики в Полесском районе и приобрести оборудование для капельного полива. Спустя год Болсун получил ещё одну субсидию: теперь хозяйству принадлежит яблоневый сад, а голубику выращивают в промышленных объёмах.  

В 2013 году в Калининградской области не было ни одной плантации голубики, я стал первым, кто занялся этой культурой. Пригодились полученные во время учёбы знания — понимал, как правильно посадить голубику, как за ней ухаживать, — рассказывает Болсун. — Голубика вступает в массовое плодоношение на пятый-шестой год, только после этого можно говорить о валовом сборе. Мы и ещё несколько фермеров пока не закрываем потребность внутреннего рынка в этой ягоде, продаётся много импортной. Когда другие производители вступят в массовое плодоношение, ситуация изменится".   

Выйти на самообеспеченность по ягоде быстрее мешает и технология производства — большую часть работ приходится выполнять вручную. 

Мы бы рады увеличить объём производства клубники, но пока для этого не хватает рабочей силы. В этом году на сбор каждый день выходило 60 человек — всего лишь на три гектара, — говорит Болсун. — Субсидии, возмещающие затраты на закладку многолетних плодовых и ягодных насаждений, — основной драйвер роста отрасли. Работать в сельском хозяйстве без поддержки согласятся не все: инвестиции требуются большие, возвращаться вложения начнут не раньше, чем через пять-шесть лет, в зависимости от плодоношения. Риски высокие — в определённые годы можно остаться без урожая из-за заморозков в хозяйстве". 

В этом году  в хозяйстве планируют собрать 300-350 тонн яблок и 4-4,5 тонны голубики. "Зелёный сад"  — питомник растений, принадлежащий семье Болсуна — вырастил 25 тонн садовой земляники. Смородина вступит в плодоношение в 2022 году — урожай, по прогнозам, составит 150-200 тонн.

  • ИП Болсун, Полесский район 
  • Работает с 2013 года
  • Выращивают голубику, яблоки, смородину, садовую землянику 
  • Продажи в SPAR-Калининград, на Центральном рынке в Калининграде,  на территории хозяйства.
Голубика, малина, клубника: где в Калининградской области выращивают ягоды и как их продают - Новости Калининграда |  Фото: Светлана Андрюхина
Фото: Светлана Андрюхина

Производители ягод нередко диверсифицируют бизнес: одни занимаются переработкой, другие продают саженцы для закладки садов. Закрыть потребность Калининградской области в саженцах — миссия "Калининградского плодопитомника". В 2017 году идейный вдохновитель проекта — учредитель КФХ "Калина" Сергей Чечулин получил грант и вместе с партнёром из Белоруссии, агрономом Владимиром Гурбановичем, начал закладку первого в Калининградской области питомника. Министр сельского хозяйства Калининградской области Наталья Шевцова называла это "формированием плодово-ягодного кластера". В 2019 году руководители компании реализовали 204 тысячи саженцев плодовых и ягодных культур. На 70 гектарах выращивают яблоки, груши, сливы, абрикосы, вишню, черешню, голубику, черноплодную рябину, облепиху, жимолость, ежевику, фундук и грецкий орех.

Мы создавали питомник, чтобы обеспечить внутренний рынок качественным посадочным материалом. Высокоинтенсивные сады, которые сегодня активно развиваются, как правило, используют импортные саженцы — из Польши, Белоруссии и других стран. Продукция нашего питомника не уступает в качестве и цене, контракты на посадочный материал есть на год вперёд, — объясняет Гурбанович. —  В следующем году сады выйдут на массовое плодоношение: мы активно готовимся, продумываем, как будем развивать это направление, реализовывать товар. 

  • Калининградский плодопитомник, Черняховский район 
  • Работает с 2017 года
  • Выращивают клубнику, малину, голубику, черешню, чёрную смородину, красный крыжовник 
  • Продажи на территории хозяйства, есть самосбор.

Из тех, кто открыл производство без грантов, — Наталья и Игорь Ивановы. Крестьянско-фермерское хозяйство Иванова специализируется на выращивании черешни — той самой, которую не так давно хвалил в Instagram губернатор Антон Алиханов. Первый сад семья Ивановых заложила в 2012 году: воплотить давнюю мечту о собственном деле удалось за счёт удачной продажи активов. 

Садоводство не основная работа, а тяжёлое хобби, — рассказывает руководитель компании "Руссимпекс" Игорь Иванов. — Ездил в Польшу, посещал хозяйства, культивирующие черешню, консультировался". 

КФХ Иванова выращивает четыре сорта черешни. 80 процентов сада занимают "Кордия" и "Регина", обладающие хорошими потребительскими качествами: ягода крупная, хорошо лежит в лотке, её можно хранить вне холодильника до десяти дней. Два других сорта, "Сильвия" и "Свит харт", нужны для опыления — это обязательная процедура, без неё деревья будут плохо давать урожай. 

Первый серьёзный урожай Ивановы собрали в 2018 году. В 2019 году заложили грушевый сад, тогда же впервые обратились в Минсельхоз за поддержкой.

Мы посадили бы сад в любом случае, но то, что нам удалось компенсировать 80 процентов затрат, не может не радовать. В нашем деле всегда есть, куда потратить деньги", — говорит Игорь Иванов.

  • КФХ Иванова, Гурьевский район 
  • Работает с 2012 года
  • Выращивают черешню, вишню, сливу, яблоки, груши 
  • Продажи на территории хозяйства, самосбора нет.

Предприниматель Владимир Кукушкин занялся сельскохозяйственным бизнесом в 2015 году. 

Сегодня 95 процентов ягод на полках — импорт. Для сравнения, в Польше посажено более 12 тысяч гектаров ягодных садов, у нас в области — не более 50 гектаров. Ещё 50–70 гектаров — в "большой" России, несколько  тысяч — в Белоруссии. Производство ягод — ниша, которую можно занять. Наш продукт конкурентный и по цене, и по себестоимости, мы видим здесь большие перспективы", — объясняет решение учредитель плантации "Ливенское" Кукушкин.  

Будущую плантацию было решено строить в экологически чистом районе — к этому времени Кукушкин с командой изучили опыт европейских фермеров. Первые саженцы голубики посадили на трёх гектарах в 2016 году, сегодня площадь посадки занимает 15,5 гектара. Эту и другие ягодные культуры на плантации "Ливенское" выращивают по принципам органического земледелия. 

Не буду лукавить: принципы органического земледелия  не означают, что мы вообще не используем удобрения, — без них, увы, никак. И удобрения, и другие препараты для обработки в нашем производстве присутствуют, но их в десять раз меньше, чем, например, на фермах в Польше", — объясняет Кукушкин. 

Первый большой урожай голубики владельцы "Ливенского" собрали в прошлом году. Сейчас урожайность в среднем составляет 1,5 тонны ягод в день. 

  • Ягодная плантация "Ливенское", Краснознаменский район  
  • Работает с 2015 года
  • Выращивают голубику, жимолость, клубнику, крупноплодную клюкву.

Наша задача не просто собрать ягоду и продать её в том виде, в котором она пришла с поля. Мы убираем мусор, сортируем мягкую, неспелую или повреждённую ягоду, затем калибруем отборную голубику и только после этого упаковываем, — рассказывает Кукушкин об особенностях производства. — Чтобы качество готового продукта было высоким, построили самые современные в России хранилище и цех сортировки и фасовки". 

Сразу после сбора ягода попадает в цех, где в течение часа охлаждается в специальной камере до двух градусов по Цельсию, — это оптимальный температурный режим, чтобы продукт не терял качество. Следом урожай укладывают на автоматическую линию сортировки, приобретённую в Голландии. Именно здесь происходит калибровка: голубика размером меньше 12 миллиметров считается мелкой — её продают дешевле, как правило, для переработки, ягода большего размера отправляется на фасовку. Взвешивание происходит автоматически. Упакованную в пластиковые контейнеры голубику хранят в камере, где температура не превышает два градуса, чтобы максимально продлить срок реализации ягоды. 

Всё оборудование мы купили за свой счёт, впервые обратились за грантом только в 2020 году. Нам одобрили заявку, средства получим через месяц, когда сезон закончится. Это в любом случае лучше, чем ничего, но всё-таки ложка дорога к обеду", — говорит Кукушкин. 

Популярны в сети

Одно из наблюдений — высокая онлайн-активность производителей ягод. Многие хозяйства разрабатывают интернет-магазины, развивают страницы в соцсетях. Примеры таких проектов — сообщество "Калининградская клубника и малина" (выращивают ягоды в открытом грунте близ посёлка Лесное, более 16 тысяч подписчиков "ВКонтакте") и "Долина ягод" (выращивают клубнику и малину, почти 7 тысяч подписчиков в Instagram). Руководители этих компаний не нашли возможности обсудить эффективность онлайн-каналов продаж. 

Instagram развивает и компания Болсуна — собственная страница агронома компании даже популярнее официального аккаунта хозяйства. Их голубика продаётся в сети SPAR-Калининград, в прошлом году компания отправила совместную с другими хозяйствами партию для торговой организации из Санкт-Петербурга.

Конечно, мы больше ориентированы на Россию. Объясню на примере смородины: в прошлом году заложили 60 гектаров, в этом — ещё столько же. Из расчёта одна тонна на гектар валовый сбор составит 1 200 тонн. Реализовать такой объём в Калининградской области мы не сможем, — говорит Роман Болсун. — Обратная сторона в том, что пока происходит становление рынка, а границы закрыты, страдает покупатель. До того времени, пока мы полностью не обеспечим себя ягодой и не начнётся жёсткая внутренняя конкуренция, будут и дефицит, и высокие цены".  

Яблоки хозяйство Болсуна поставляет агрофабрике "Натурово" для производства соков. Часть урожая идёт на переработку, из него производят чипсы (продаются в сети "Наш продукт" "Долгов-Групп"), пастилу и джемы. 

Самосбор не практикуем. Лет семь назад был неудачный опыт с клубникой: люди топчут ягоду и собирают только крупную, за ними приходится проходить во второй раз, — объясняет Болсун. — Считаю это вынужденной мерой, если, например, не хватает сотрудников". 

"Калининградский плодопитомник" продаёт ягоды преимущественно на территории хозяйства, со следующего года планирует поставлять продукцию в Санкт-Петербург и другие российские города. 

Благодаря продуктовому эмбарго у нас появился шанс выйти на рынок "большой" России. Пока сады молодые, урожай расходится дома. В следующем году будем собирать его не вручную, а комбайнами, оснастим предприятие оборудованием для шоковой заморозки. Мы видим перспективы в сотрудничестве с производителями концентратов, соков; отправляли партию яблок в Петербург на завод по производству сидра. В нашей продукции заинтересован Китай, где производство ягоды развито слабо из-за климатических особенностей. Мы понимаем, как устроена логистика, главное, чтобы объём и качество урожая были высокими, — рассказывает Владимир Гурбанович. —  Яблоки поставляем в "Натурово", "БалтЭкоПрод" (этой компании принадлежит бренд "Солёнушка" — ред.), потихоньку работаем с HoReCa. Ежегодно получаем сертификат соответствия на каждый вид продукции". 

Черешню КФХ Иванова можно приобрести на территории хозяйства, также доступна доставка в Калининград. Ивановы пускают в сад посмотреть, как растут ягоды, но в самостоятельном сборе отказывают — деревья очень хрупкие. 

Исключение сделали только для губернатора, после чего получили десятки звонков со словами "Хочу как он", — смеётся Игорь Иванов. — Три года назад сотрудничали со SPAR-Калининград, отгружали в магазины сети по три тонны черешни в день. В этом году из-за непогоды — заморозки в марте и апреле, град в мае — урожай получился скромным. Как только вернёмся к большим объёмам, возобновим сотрудничество с ритейлером".  

Продукция плантации "Ливенское" продаётся в магазинах "Виктория", SPAR-Калининград и "Пятёрочка". В конце июля 2020 года компания отправила первую машину с голубикой в Санкт-Петербург — там Владимир Кукушкин сотрудничает с сетью "Магнит". Чтобы поставлять голубику в "Пятёрочки", "Ливенское" прошло аудит X5 Retail Group, которая управляет портфелем брендов "Пятёрочка", "Перекрёсток" и "Карусель". 

У местных сетей есть требования к качеству продукции — к примеру, в "Виктории" каждую поставку проверяют три часа. Московские эксперты X5 Retail Group оценивали не только продукт, но и то, как организовано производство: работают ли сотрудники в санитарной одежде, моют ли руки — более 60 критериев. Успешное прохождение аудита позволяет поставлять ягоду в магазины группы в других регионах. По нашим прогнозам, мы выйдем на необходимый для этого объём производства уже через три-четыре года, — рассказывает Владимир Кукушкин. — Также у нас есть собственная точка на Центральном рынке в Калининграде, мы заинтересованы в расширении сбыта. Не всегда можем обеспечить самую низкую цену, но высокое качество ягоды гарантируем". 

Фермер — не продавец 

Производственные мощности оборудования, установленного в "Ливенском", значительно выше потребностей плантации. Владимир Кукушкин рассказывает, что компания уже вышла с предложением предоставлять услуги линии фасовки хозяйствам, тоже выращивающим голубику. 

Если говорить о европейском опыте, там фермеры повсеместно объединяются в кооперативы. Во многих странах существуют packing house — предприятия по фасовке и упаковке, ими пользуются разные производители. Такая модель снимает с производителей заботы о реализации. Фермеры не конкурируют друг с другом, а расширяют плантации — это позволяет выйти на другой, более качественный уровень конечного продукта, —  говорит Кукушкин. —  Мы ещё не вышли на полное плодоношение, но уже стоит вопрос: где продавать? Поэтому сделали первый шаг и объединились с ещё одним производителем. Надеемся, нас поддержат [другие]".  

С тем, что с фермеров нужно снять задачи по реализации, соглашается Роман Болсун:

С точки зрения кооперации мы ещё в начале пути. Вырастить хороший продукт недостаточно, его нужно сохранить и реализовать. С вопросами хранения, переработки и экспорта сталкивается каждый производитель, когда начинает регулярно получать урожай. Мы организовали кооператив "Садоводы", в него входят несколько производителей яблок и смородины, включая "Зелёный сад" и "Неманские сады". Пробуем наладить переработку. Пока компании неохотно соглашаются вести совместную деятельность. Система ещё не обкатана: кооперации не существует с восьмидесятых годов, требуется время, чтобы подготовиться к такому формату, вкладывать в него деньги. Оптимизма придаёт опыт других стран. В Европе кооперативы объединяют 1,5–2 тысячи компаний, которые работают по 30–40 лет, прошли через все этапы, чётко отладили процессы. У нас это впереди.