16:57
Автор:

Врач на удалёнке: как развивается телемедицина и что ей мешает

Врач на удалёнке: как развивается телемедицина и что ей мешает  - Новости Калининграда | Фото: freepik
Фото: freepik

Эксперты Global Market Insights прогнозируют, что к 2026 году объём рынка телемедицины в мире составит $175,5 млрд — это почти втрое больше, чем в 2019 году. “Королевские ворота” рассказывают, что сдерживает развитие индустрии в России.

Для российской медицины и фармацевтического рынка 2020 год должен был стать, по меньшей мере, прорывом. В марте Госдума разрешила онлайн-продажу лекарств, в том числе рецептурных (в условиях чрезвычайной ситуации), на что моментально среагировал бизнес. 

“Уже через день <...> Яндекс.Такси» объявил о планах запустить дистанционную продажу лекарств и их доставку курьерами и водителями”, — пишет РБК. На март пришёлся также пик продаж лекарственных препаратов: в денежном выражении объём вырос на 46%, в то время как в марте 2019 года эта категория демонстрировала падение на уровне 5% — следует из исследований DSM Group. Стоит оговориться о начале пандемии, с которой может быть связан рост продаж в этом месяце. Ещё один фактор, позволяющий говорить о прорыве, — проникновение цифровых технологий в отрасль, которую принято считать одной из самых консервативных.

Уже в 2017 году, за год до принятия закона о телемедицине, онлайн-сервисы стали поддерживать крупный бизнес и банки. Forbes сообщал, что “Яндекс” инвестировал в Doc+, ВТБ и Сбербанк — в “Педиатр 24/7” и DocDoc, и много писал о цифровом буме в российской медицине. Тогда же в материалах издания выходили прогнозы, что “идея телемедицины материализуется”, а число пользователей телемедицинских услуг в России к 2020 году превысит 7 миллионов человек.. 

Прогнозы сбылись частично — после принятия 1 января 2018 года соответствующего закона количество медицинских онлайн-сервисов, как и объём инвестиций в них, стало расти в геометрической прогрессии. По оценкам Global Market Insights, в 2019 году рынок телемедицины в России составлял 1-2 миллиарда рублей, к концу 2020 года этот показатель может вырасти до 20-100 миллиардов. 

VEB Ventures, структура ВЭБ.РФ, вложили в мае 1 миллиард рублей в развитие клиник и телемедицинской платформы компании “Доктор рядом Холдинг”. Компания оценивает объём рынка телемедицинских консультаций по итогам 2019 года в 1,5 миллиарда рублей и прогнозируют рост до 96 миллиардов до конца 2025- го. Согласно исследованию “Индекс здоровья будущего”, дистанционно проконсультироваться с врачом сегодня хотели бы 82% россиян.

Казалось бы, все эти факторы дают возможность называть телемедицину одним из главных трендов в здравоохранении, а заодно и в IT-секторе. Но не всё так однозначно, отмечают в компаниях, уже работающих с телемедом.

Как это устроено

Телемедициной можно считать каждую коммуникацию между пациентом и врачом, предполагающую удалённый доступ к услугам здравоохранения, будь то получение результатов анализов или быстрая консультация. Ещё одно направление телемедицины — взаимодействие между врачами, от обмена данными до проведения консилиумов и конференций. Поскольку средствами проведения консультаций могут быть не только гаджеты, собирающие данные о температуре, давлении, пульсе и двигательной активности владельца, но и самый обычный телефон, считается, что телемедицина существует с середины прошлого века. Впервые двустороннюю видеотрансляцию для консультации формата “врач — врач” использовали неврологи из США ещё в 1959 году, пишет Forbes

 “Уже тогда пациенты звонили своему лечащему врачу. Сильное влияние на телемед оказало освоение космоса: из-за того, что врача нельзя было взять на космический корабль, космонавты получали медицинские консультации удалённо. Массово пользоваться телемедициной стало возможным с развитием интернета, тогда же кроме сервисов для видеосвязи появились специализированные мобильные приложения, агрегаторы телемедицинских услуг и другие проекты”, – говорит Святослав Мирошник, директор сервисной компании Balt Assistance Ltd. 

Balt Assistance в 2018 году компания инвестировала в телемедицину — собственник видел перспективы в этом направлении.

 “Сложностей с поиском поставщиков телемедицинских услуг не было, мы быстро заключили договоры с агрегаторами и локальными компаниями. Гораздо сложнее было найти тех, кто готов платить за услуги, — рассказывает Мирошник. — Спрос начал стремительно расти в начале этого года. В большинстве стран, затронутых пандемией, ограничен доступ к медицинским услугам. В таких условиях телемедицина становится фактически единственным способом в сжатые сроки получить помощь”.

 Сотрудники Balt Assistance рекомендуют телемед не всем клиентам. В перечне ситуаций, допускающих общение с врачом онлайн, — лёгкие заболевания, не требующие получения помощи в стационарных условиях, пребывание в отдалённом от клиники месте, желание пациента. Восьми из десяти клиентов онлайн-консультации достаточно, чтобы разобраться с проблемой. В компании связывают высокий процент положительных отзывов с наличием предварительного “фильтра” в лице сервисной компании:

 “Мы организуем помощь во всём мире и часто привлекаем провайдеров, которые могут назначать лечение: у клиентов, получающих такие услуги, уровень удовлетворения всегда выше. Начинается летний сезон, наши граждане поедут в Краснодар и Сочи, соответственно, мы сможем более внимательно проанализировать работу с российскими провайдерами. Сегодня рекомендуем телемедицинскую консультацию трём-четырём обратившимся из ста. Мы находимся на том этапе, когда, с одной стороны, получаем запрос на подобные услуги от партнёров (страховых компаний) и видим интерес клиентов, с другой — до конца не понимаем, хороший ли это инструмент. Пока этот рынок находится в начале пути, требуется время, чтобы сделать выводы о его эффективности”.

Когда экономика стабилизируется, спрос на телемедицинские услуги в любом случае будет выше, чем прежде, полагает Мирошник.

Ещё одна компания, которая в 2018 году сделала ставку на развитие телемеда, — МТС. Для одного из крупнейших игроков телекоммуникационного рынка направление цифрового здравоохранения является одним из приоритетных, говорит директор калининградского филиала компании Анна Хлевтова. У МТС есть собственная лаборатория по digital health*, специалисты изучают новые технологии в этой области и совершенствуют собственные. В частности, два года назад вместе с сетью клиник “Медси”, в 2019 году возглавившей  рейтинг “20 крупнейших частных клиник России” журнала Forbes,  МТС разработали приложение SmartMed (16+) для онлайн-консультаций с врачами по видео, телефону или в чате.

“Сервис сочетает телемедицину, возможность записаться на очный приём в “Медси” и безопасно хранить медицинскую историю пациента. Круглосуточно доступны дежурные педиатр и терапевт, плановый приём ведут врачи более 15 специальностей, в том числе кардиологи, онкологи, пульмонологи”, — рассказывает Хлевтова.

С начала года сервис показал рост в 13%, информацию о количестве пользователей в МТС не разглашают. В апреле и мае консультации с дежурными врачами в SmartMed были бесплатными.

 “Развитие было поступательным: сначала интерес к SmartMed вырос в Москве, затем в регионах. Из-за санитарно-эпидемиологических ограничений во многих городах в апреле и мае не было другой возможности получить медицинскую помощь, кроме как онлайн. Самыми популярными направлениями остаются расшифровка анализов и получение второго врачебного мнения, наблюдали эту тенденцию ещё до карантина. Второе мнение помогает побороть эмоции и сделать разумный выбор, например, когда врачи рекомендуют остаться в стационаре, а пациент хочет проходить лечение дома. Есть примеры, когда состояние пациента ухудшилось после похода в клинику, но он стеснялся обратиться во второй раз — во время дистанционной консультации специалист “Медси” изучил анамнез, подтвердил, что ситуация серьёзная и рекомендовал вызывать скорую помощь. Это позволило не потерять драгоценное в таких случаях время”, — говорит Хлевтова.

Основатель сервиса по работе с пользовательским контентом для ритейла Frisbuy Дмитрий Зинько с прошлого года работает над новым проектом — облачным мобильным приложением для медучреждений Iclincapp. Функционал приложения призван улучшить коммуникацию клиники с пациентами, а заодно увеличить её доходность. В нём есть электронная регистратура, push/email/sms рассылки, информация о врачах и услугах, система лояльности.

“Мы долго изучали рынок, где есть свободная ниша. Остановились на частной медицине: в последние годы этот сегмент стабильно растёт, конкуренция небольшая. Находимся на этапе стартапа, ведём переговоры с клиниками из Москвы, Подмосковья, Петербурга, Краснодарского края, Калининграда. Задача — подключить к системе первых клиентов. У нас уже есть договорённости, но из-за пандемии подключение может перенестись на осень — клиники ждут, когда восстановится рынок.  Создавая сервис, руководствовались гипотезой, что клиники плохо взаимодействуют с клиентами. Наши технологии могут сделать коммуникацию проще и быстрее, — рассказывает автор проекта. — Телемедицина — один из элементов сервиса, но пока не главный. Это несложная технология, главное — грамотно интегрировать её с CMS, МИС и другими медицинскими системами. Думаю, массового использования телемедицинских сервисов стоит ждать через пару лет – когда законодательство приведут в порядок".

Без диагноза

Компании, работающие с телемедом, сходятся во мнении: несмотря на то, что закон о телемедицине был одним из драйверов её развития в России, сегодня именно он становится камнем преткновения как в вопросах доверия к индустрии, так и её перспектив. 

“Использование телемедицины серьёзно ограничено. Во время онлайн-консультации врач не может ставить диагноз, выписывать медикаменты и давать конкретные указания по лечению. Пациент получает медицинский рапорт, который выглядит примерно следующим образом: “Согласно заявленным симптомам при аналогичных ситуациях это может быть такая-то группа заболеваний, которая обычно лечится такой-то группой медикаментов”. А снизу приписка: “Рекомендуем обратиться к врачу за дополнительной консультацией”. После такой консультации пациент идёт в аптеку и покупает лекарства, которые, в свою очередь, ему посоветует фармацевт”, — объясняет Святослав Мирошник.

Российское законодательство предусматривает использование телемедицины только для проведения первичных консультаций по вопросам профилактики, диагностики и мониторинга состояния здоровья пациента и принятия решения о необходимости очного приёма. Применять телемедицинские технологии в полном объёме можно только после первичного очного приёма врача.

“В США и Европе врач может поставить диагноз и выписать лекарства онлайн. В Америке во многих аптеках есть кабинки телемедицины — клиент на месте получает консультацию врача, необходимые рецепт и медикаменты. С прошлого года электронные рецепты разрешены в Польше — после телемедицинской консультации врач отправляет рецепт на имейл или в удобную аптеку, откуда, предъявив документы, пациент может забрать препараты, — говорит Мирошник. – Не думаю, что разрешение продавать лекарства онлайн повлияет на закон о телемедицине. К сожалению, правовой институт не успевает за скоростью развития цифровых технологий. Суперпозитивных ожиданий нет ещё и потому, что и у властей, и у крупного бизнеса остаётся скептицизм. Принято считать, что это шарлатанство, и вреда от телемеда больше, чем пользы”.

В мае ФРИИ обратился к Михаилу Мишустину с просьбой ускорить принятие поправок в закон о телемедицине, разрешающих ставить диагноз и назначать лечение в рамках онлайн-консультаций. Кроме того, развитие телемеда тормозит низкая цифровая грамотность старшего поколения.

 Ещё один сдерживающий фактор — угроза утечки данных.

“Медицинская информация защищается законом, получить её и передать страховой компании можно только с письменного согласия клиента. Вместо того чтобы за пять минут скачать приложение, зарегистрироваться и получить консультацию, клиенту приходится подписывать массу документов. Защита данных и медицинской тайны — глобальная тенденция, их безопасностью обеспокоены во всём мире. Для небольших клиник, которые хотели бы внедрить телемед, расходы на создание надёжной системы хранения данных могут стать непреодолимым барьером”, — считает Мирошник.

В некоторых телемедицинских сервисах не предусмотрена аудио- или видеозапись консультации — это обходится значительно дешевле. Обратная сторона в том, что снижается эффективность услуг. Если история обращений, ранее полученные рекомендации и другая информация о пациенте нигде не хранится, сервис не может работать вдолгую. Подобную модель выбирают агрегаторы телемедицинских услуг, где можно получить разовую консультацию. 

А доктор настоящий?

“Большее доверие вызывают клиники, развивающие собственную телемедицинскую платформу. У них есть лицензия, услуги предоставляют те же врачи, что принимают офлайн. Клиника может прикреплять их к определённому пациенту, более профессионально оказывать помощь. Такие агрегаторы, как “Яндекс.Здоровье” и “Онлайн доктор”, заключают договоры с множеством врачей из самых разных клиник. Их цель — оказать как можно больше услуг”, — считает Мирошник.

Во время карантина частные клиники “АРС Медика” и “Геном-Калининград” предложили своим пациентам дистанционные консультации. “АРС Медика” предоставляла только повторную консультацию, “Геном-Калининград” — в том числе первичную. Во время неё врачи могли изучить данные предварительных исследований и дать рекомендации о дальнейших действиях, включая подготовку документов. Останутся ли эти сервисы примером антикризисных мер или получат развитие после снятия санитарно-эпидемиологических ограничений, пока не ясно. Главный врач сети “Медэксперт” Павел Колобухов говорит, что предпринимал попытку внедрить телемед, но рассказать, почему это не получилось, отказался.  

Дмитрий Зинько полагает, что рынок ещё не готов к внедрению цифровых технологий, включая телемед:

“По данным Минздрава, в России зарегистрировано около 50 тысяч медицинских учреждений. Общий уровень проникновения мобильных технологий низкий, приложения есть только у двух-трёх процентов клиник. Мы предлагаем Iclincapp клиникам с оборотом от двух миллионов рублей, где работает не меньше 20 врачей, под этот критерий подпадают семь тысяч компаний в России и порядка десяти в Калининграде. Многие из них ещё не понимают, какие возможности получат, нужны кейсы. Что касается дороговизны, в среднем разработка приложения стоит три-пять миллионов рублей — большинство клиник не готовы их тратить. При разработке собственного приложения вероятность провала всегда выше нуля, если что-то пойдёт не так, доработка потребует дополнительных инвестиций. Мы пошли другим путём:  Iclincapp работает по подписной модели, плата зависит от набора сервисов”.

Если вопросы с регуляторными ограничениями, дороговизной самостоятельного внедрения и другими сдерживающими факторами не будут решены, интерес к телемедицине пойдёт на спад, так и не достигнув пика. Возможные сценарии развития телемеда в таком случае лежат в области ранней диагностики и профилактики, онлайн-мониторинга, “второго мнения” (например, зарубежных врачей), подготовки к очному приёму. Озвученные в марте намерения бизнеса относительно продаж лекарств онлайн пока не получили развития. Выручка аптечных сетей из-за коронавируса сократилась на 30% — об этом сообщили “Ведомости”.  

601
+14
Заболевших Подробнее →
Коронавирус
Калининградская область, 7 июля
Заражения: 2 553
+14 за сутки
Выздоровления: 1706
+59 за сутки
Смерти: 40
На 6 июля
Обследованы: 96 176
+966 за сутки