При грамотном уходе за деревьями можно избежать трагедий. Такую точку зрения "Клопс" высказал агроном-эколог, древесный инспектор, завотделом садово-паркового хозяйства Калининградского зоопарка Александр Матюха.
Во время недавнего урагана погибла школьница из Гурьевска, на девочку упал тополь. Сильный ветер буквально выдернул дерево из почвы.
"Обыватели связывают неустойчивость тополя с тем, что его корневая система находится на поверхности. На самом деле, корни большинства пород деревьев залегают в метровом слое почвы, а в ширину часто уходят за границы кроны. У тополей, берёз или елей корни и правда располагаются ближе к поверхности, но в нормальных условиях это не сказывается на их устойчивости. А у тополей есть коварная особенность: они очень слабо противостоят распространению гнили внутри ствола. Это сказывается в том числе на их прочности", — пояснил специалист.
Инфекция попадает через корни
"Часто корни повреждаются, если рядом прокладывают дорожки, копают котлован, меняют асфальт или тротуарную плитку. К корням проникает инфекция, болезнь может развиваться несколько лет, сразу обнаружить такой процесс невозможно. Дерево может потерять устойчивость, если его посадили поверх строительного мусора или в сверхплотную почву.
Есть породы, образующие мощный центральный корень, например, дуб. Но иммунитет деревьев в городах значительно снижен, и многие не могут противостоять гнили в случае получения повреждений".
Низкий иммунитет
"У деревьев, как у людей, есть иммунитет. Если они растут в плохих условиях, то и сопротивляются болезням слабо. К неблагоприятным условиям можно отнести обилие пыли, сухость, переуплотнение городских почв и нехватку питательных веществ. Деревья не могут сами подлечиться и принять витамины — в городах им должны помочь люди. Вместо этого мы вытаптываем приствольные пространства, паркуем на них машины, сгребаем начисто листовой опад, который является бесплатным источником питательных веществ. Не поливаем растения, повреждаем кору, ломаем ветви. Неудивительно, что наши деревья в таком состоянии".
Плохой уход
"Сказываться на устойчивости растения может и некачественный уход. Например, у нас распространено так называемое кронирование или остолбовка — удаление всей кроны. Это делается в расчёте на снижение парусности и некий омолаживающий эффект. Считается, что голый ствол зарастет множеством новых веток и будет устойчивым. Это не так. При полном удалении кроны остаётся много крупных незарастающих спилов, через которые попадает инфекция. Некоторые патогены вызывают быстрое гниение ядра, внутренняя часть ствола превращается в труху.
При удалении крупных ветвей или всей кроны в корнях начинаются патологические изменения. Множество инцидентов в Москве связано с падением в том числе остолбованных деревьев, и в лучшем случае это заканчивалось повреждением имущества. Известны и трагичные исходы. К уходу за деревьями можно отнести санитарные, структурные, прореживающие обрезки, при которых удаляют сухие, повреждённые, неправильно растущие ветви. А это как раз повышает проницаемость кроны, снижает парусность.
Нуждаются в диагностике
"В однозначных случаях, когда растение имеет трещины и полости на стволе, усыхающую крону, плодовые тела грибов, Калининградская служба заказчика делает верные заключения. Но они основаны лишь на данных визуального осмотра, это не всегда позволяет дать правильную оценку состояния дерева. Нужна плановая диагностическая работа с использованием специальных инструментов, которых в нашем регионе нет — это резистографы и импульсные томографы. С их помощью можно получить большую часть информации о внутреннем состоянии деревьев".
Нехватка специалистов
Ещё одной бедой Матюха называет нехватку квалифицированных кадров, которые могли бы планово осматривать зелёные насаждения и ухаживать за ними.
"Представьте, что на всю районную поликлинику работает только два терапевта и ни одного узкого специалиста. И терапевты должны объезжать каждого пациента и давать рекомендации на основании их внешнего вида. С деревьями примерно то же самое", — говорит дендролог.
Матюха отметил слабую нормативную базу, в которой не прописаны критерии аварийности деревьев.
"Там, по сути, нет никаких мерил оценки. Наш региональный закон устанавливает случаи и порядок получения разрешительных документов на вырубку, обрезку и требования к компенсационному озеленению, а этого недостаточно для принятия решений", — считает Матюха.
22 января на ул. Гагарина порыв ветра повалил дерево на пешехода и проезжавший Lexus. Люди не пострадали, машину пришлось ремонтировать.
2 февраля в посёлке Рожково Гурьевского района огромное дерево рухнуло на Toyota. 42-летняя водитель получила травму плеча, её десятилетний сын по счастливой случайности не пострадал.