Впервые за много лет власти хотят придать Железнодорожному открыточный вид и привлечь туристов. Отремонтированы фасады домов на центральных улицах, на очереди реконструкция площади, подключение газа и ремонт дворов. На днях корреспондент “Клопс” побывал в посёлке и выяснил, как относятся местные жители к его масштабному обустройству.
Студентка Маргарита: “Нам нужен погранпереход”
Провести экскурсию вызвалась 20-летняя Маргарита. Как и большинство молодёжи, в родной посёлок она приезжает только на выходных. Марго, как она сама себя называет, учится на факультете сервиса и туризма, работает в турагентстве. Вместе с отцом девушка собирает исторические сведения, раритеты и добывает информацию о необычных местах в Железнодорожном и окрестностях. Рассказывает, что в посёлок частенько наведываются иностранцы: поляки, голландцы, немцы.
“К интересу гостей мы привыкли. Реконструкция добавила ажиотажа. Радует, что Железнодорожный будет меняться и дальше. Надеемся, что появится и общественный туалет. Пока всё что можем предложить отдыхающим — одинокую кабинку биотуалета”, — рассказывает девушка.
На центральных улицах, где привели в порядок 33 многоквартирных дома, яркие фасады с обилием декора и резные козырьки над входом контрастируют с горами строительного мусора и обветшавшими гаражами.
“Частные дома в программу капремонта не попали, так и останутся. Не знаю, будет ли это в итоге походить на открытку, как мечтают в правительстве”, — разводит руками Марго.
По её словам, реконструкция обнажила тайны, хранившиеся в довоенных зданиях. Когда делали крыши, с чердаков выбросили кучи мусора.
“Во дворе валялись старинные почтовые марки, газеты, открытки, ёлочные украшения. Мы дома тоже затеяли ремонт и нашли под раковиной старинный боевой меч. Все эти экспонаты станут основой краеведческого музея, который мы хотим открыть вместе с другими местными жителями”, — рассказывает Маргарита.
Реконструкцией она в целом довольна: “Всё хорошо, если понимать, что это был капремонт, а не реставрация. Где-то строителям не хватило вкуса, где-то умений. Ну, например переборщили с количество декоративных элементов или изменили до неузнаваемости хаусмарку дома с котом — это барельеф над входом”.
Марго — правнучка первых переселенцев, в её рассказе переплетаются воспоминания семьи, исторические факты и городские легенды. Например, в гердауэнской кирхе якобы живёт привидение: белую фигуру девушки местные видели среди древних сводов. А при сильном ветре собор издаёт мелодичный звук, похожий на тихую музыку.
Для того, чтобы в посёлок вернулась жизнь, в Железнодорожном надо открыть погранпереход. Тогда сюда смогут приезжать туристы из Польши, считает Марго. Самые интересные достопримечательности, по её мнению, это остатки водяной мельницы, колея для конки — самая протяжённая из сохранившихся в регионе — и развалины замка, в том числе остов подземного грота, где держали диких птиц.
Кормить гостей в Железнодорожном принято в кафе “Старая мельница”. В конце экскурсии Марго отводит туда и обещает: “Будет вкусно”.
Бизнесмен Владимир: “Проведут газ — построю гостиницу”
Заведение держит бизнесмен Владимир. Он переехал в посёлок из Калининграда в начале нулевых. Выкупил старый немецкий сарай и за три года превратил его в кафе и постоялый двор.
“Тут была ещё пара квартир. Люди жили в полностью неприспособленном здании, у стен стояли ясли для скота”, — вспоминает мужчина.
В обеденное время в его кафе многолюдно. За столами туристы из Калининграда: семья с детьми и компания подруг. В меню мясо, рыба на гриле, драники, блины, на десерт — фирменный творожный пирог. Ценник — как в калининградских ресторанах, блюдо в среднем стоит 300 рублей, напитки — от 60-ти.
О своём переезде в глушь Владимир ни разу не пожалел. Железнодорожный есть за что любить: уникальная архитектура, старина, чистая вода и воздух. К преобразованию посёлка относится “сугубо положительно”.
“Да, конечно, хорошо, что хоть что-то делать стали. Туристов прибавилось. В следующем году, как газ проведут, гостиницу построю”, — задумчиво глядя вдаль, говорит владелец кафе.
Продавец продуктового магазина Наталья: “Нам нужны заводы”
В выходные жизнь посёлка сосредоточивается в его центре. Из автобусов с баулами продуктов и вещей выходят местные. Кто-то приезжает из Правдинска, кто-то из Калининграда. Люди скупают товары на акциях и распродажах. По утрам в посёлке разворачивается мини-рынок, где предлагают всё — от одежды до домашних солений.
Наталья работает в продуктовом магазине на площади, живёт неподалёку. О ремонте своего дома вспоминает с радостью.
“Мы очень подружились с ребятами, которые делали нам фасады, крыши. Им было жалко от нас уезжать. Ещё бы — мы и кофе их угощали, и кормили, и никогда не ругались”, — говорит женщина.
Она переехала в Калининградскую область из Казахстана более 26 лет назад. По словам Натальи, здесь есть всё для насыщенной жизни. Её дети посещают кружки в местном ДК, а она сама не прочь отдохнуть в клубе.
“У нас в субботу в “Кристалле” можно неплохо погулять. Даже из Правдинска приезжают. Хорошая такая дискотека, нам нравится” — делится женщина.
На вопрос, где находится клуб, она со смехом показывает пальцем вниз: “Да под полом, ну в смысле — на цокольном этаже”. Больше всего Наталью заботит, что из посёлка уезжает молодёжь. По её мнению, в Железнодорожном надо возрождать сельское хозяйство и промышленность
“Раньше и молокозавод был, и пивзавод знаменитый. А сейчас только кирпичи делают да пилорама пашет. Совсем недавно пришёл бизнес, вроде как хотят новые предприятия открывать”, — делится женщина.
Пенсионерка Юлия Валентиновна: “Скидываемся на ремонт подъездов”
Рядом с отремонтированными домами беседуют три подружки-пенсионерки. К вниманию журналистов они уже привыкли.
“Мы местные телезвёзды”, — улыбается Нина Петровна. Женщины признаются, что поначалу немного расстроились: оказалось, что отремонтируют только фасады и крыши, а на подъезды и подвалы надо скидываться.
“Попричитали, потом мозгами раскинули да и стали деньги собирать. Хочется жить в красоте, хоть в XXI веке ремонт до нас дошёл, и то хорошо. Я даже не узнаю порой своего дома. Всё вспоминаю, что было и что стало”, — рассказывает Юлия Валентиновна.
Женщины давно живут в посёлке, кто-то работал в местной больнице, кто-то на заводе. Сейчас пенсионерки помогают растить внуков. По воскресеньям ходят в баню, которую недавно открыли после ремонта. И с нетерпением ждут, когда в посёлке проведут газ.
“Вы знаете, самое смешное, что газ при немцах тут был. Но сразу после войны станцию снесли, а на её месте поставили три советских дома. Вот так и расплачиваемся мы за свою глупость всю жизнь, выходит”, — разводит руками Ирина Эдуардовна.
Справка
Железнодорожному более 600 лет. За этот срок он, как и любой старинный городок, знал и взлёты, и падения. Гердауэн был и преуспевающим муниципалитетом с населением в 6 000 человек, и погибающим от чумы местечком на 800 жителей. В войну городок почти не пострадал, самые большие разрушения ему нанесли в 1990-е годы, когда старинные строения разбирали на кирпичи. В 2006-м муниципалитет разжаловали до статуса посёлка городского типа. Сейчас там живёт более 2 500 человек.