На вопросы пользователей паблика "Клопс" "ВКонтакте" ответила руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова.
“Я перешёл в 11-й класс. Большинство одноклассников уже знает, куда будет поступать. А я теряюсь. Какие мужские профессии сейчас самые востребованные? Можете порекомендовать специальности, которые будут востребованными на рынке, когда окончу университет?”
— Делить профессии на женские и мужские сегодня не стоит — гендерные границы постепенно стираются, в том числе и на рынке труда. Например, ещё 10-15 лет назад сфера ИТ считалась традиционно мужской, а сейчас, судя по опросам соискателей HeadHunter, 80% выпускниц и студенток вузов привлекает профобласть информационных технологий.
При выборе профессии важно ориентироваться на свои способности, любимые предметы, интересы, а также на тренды на рынке труда. Тесты на профориентацию могут показать основное направление, где можно искать себя, сильные и слабые стороны. Единственный нюанс — нужно выбирать современные и с хорошими отзывами. Есть дни открытых дверей в вузах. Информацию о рынке труда можно черпать из разных источников, в том числе из статей на hh.ru, или обратиться к “Атласу новых профессий” Сколково.
Кто будет востребован на рынке труда:
— ИТ-специалисты и все те, кто связан с этой высокотехнологичной сферой. Это разработчики, программисты, аналитики Big Data, специалисты по юзабилити, UX-дизайнеры, разработчики облачных решений, архитекторы информационных систем, специалисты по кибербезопасности, дизайнеры виртуальной реальности и т. п.;
— digital маркетологи;
— специалисты в области медицины и фармацевтики;
— специалисты в области психологии и HR, в том числе психологи, нейропсихологи;
— специалисты инженерно-технического толка. Новые профессии: lean-менеджер, специалист по энергосбережению, инженер по альтернативной энергетике, экологический консультант, инженер по возобновляемой энергии, проектировщик “умной” среды, специалист по робототехнике, инженер 3D-печати;
— креативные профессии.
Но, ещё раз повторюсь, лучше отталкиваться от своих интересов и способностей и выбирать профессию по душе, не забывая о постоянном развитии, в том числе и после окончания учебного заведения.
“Я иногда очень эмоциональна. Сейчас решила поменять работу. Нужно ли сообщать об этой своей черте работодателю? И нужно ли говорить о своих негативных чертах на собеседовании?”
— Если под словосочетанием “очень эмоциональна” подразумевается частая смена настроения, бурное проявление эмоций, специфическая реакция на события, в которой впоследствии раскаиваетесь, то на этой черте лучше не делать акцент. Работодатель хочет видеть уравновешенного сотрудника, который самостоятельно способен справляться со стрессом, преодолевать сложные ситуации.
Если работодатель просит назвать ваши слабые стороны, то лучше перечислить зоны своего профессионального развития, например, вы хотите освоить определённую компьютерную программу, выйти на новый уровень владения иностранным языком, заняться тайм-менеджментом и таким образом справиться с хроническими переработками. Важно признать, что и у вас есть пробелы в знаниях, но вы готовы их заполнить.
Например, вы устраиваетесь на позицию офис-менеджера. Базовые требования к должности: грамотная речь, уровень английского Intermediate, знание пакета MS Office, и сегодня вы им соответствуете. Однако ваша цель — вырасти до помощника руководителя, где необходимы уже другие компетенции: английский язык Upper-Intermediate, уверенное использование Power Point, слепая печать и т. д. В таком случае на собеседовании стоит упомянуть, что вы хотели бы улучшить уровень английского языка, поэтому продолжаете обучение, планируете записаться на курсы Power Point и готовы развиваться, как профессионал.
Основное правило: зоны развития не должны противоречить идеальному портрету кандидата на позицию. Например, предлагаемая вакансия включает большое количество коммуникаций с различными людьми. Нельзя говорить, что вы интроверт и вам сложно общаться с некоторыми категориями людей.
“Есть ли шанс, освоив в 40 лет новую профессию, найти работу, не имея опыта? Очень хочу стать дизайнером архитектурной среды, но боюсь, что не смогу обеспечивать семью финансово”.
— Вне зависимости от возраста нужно заниматься делом, которое нравится, тогда оно будет приносить удовольствие и доход. Практика, когда люди в 35, 40 лет и даже позже кардинально меняют сферу деятельности, встречается в последнее время всё чаще. Да, это непросто, но главное при смене профессии — подготовка, уверенность в себе и поддержка близких. Условно процесс перехода можно разделить на несколько этапов:
— определяемся с новой сферой, ищем лучший вариант обучения, чтобы получить теоретические знания, совмещая с работой по текущей профессии;
— откладываем на “подушку безопасности” (денежные средства, необходимые для жизни на 6-8 месяцев);
— подбираем варианты проектной деятельности по новому направлению, набираемся опыта, получаем практические навыки, формируем базы проектов для портфолио и пул лояльных клиентов;
— переходим на работу по новой профессии.
Выбранное вами направление очень интересно и перспективно, но эта позиция предполагает большой вклад в продвижение личного бренда. На чём можно сфокусироваться:
— создание собственного сайта, группы или страницы в социальных сетях. Однако это сложный и затратный по ресурсам процесс, особенно, если речь идёт о рекламной кампании, для подобного варианта продвижения необходимо отличное портфолио выполненных проектов;
— формирование пула лояльных клиентов, а потом сработает эффект “сарафанного радио”. Это сложный путь, но с долей определённого упорства и желанием развиваться его можно пройти, лучше начинать с небольших проектов или даже частей проектов и искать их через знакомых, участвуя в различных конкурсах (городских, районных);
— стажировка или работа в компании, специализирующейся на дизайне архитектурной среды — это один из самых простых способов продвижения, но могут возникнуть сложности уже на первом этапе, поскольку опыта пока нет. Как вариант: устроиться помощником дизайнера, 3D визуализатором, а может быть, стать сотрудником компании в текущей должности — бухгалтер, юрист, менеджер по работе с клиентами точно всем нужны. Зарекомендовав себя, перейти на новую позицию в качестве добровольного помощника в дизайнерских проектах.
“Вы рассказываете о том, как правильно устроиться на работу. А можете дать рекомендации как уволиться "красиво"”?
Идеальное увольнение — это когда вы:
— предупреждаете заранее, чтобы вам могли найти замену, по трудовому законодательству этот срок составляет две недели, но если у вас есть возможность сказать об этом работодателю раньше, то он наверняка будет вам благодарен;
— завершаете все начатые проекты;
— передаёте дела новому коллеге;
— устраиваете прощальный вечер с коллегами в последний рабочий день и благодарите всех за совместную работу;
— расстаетесь на позитивной ноте и оставляете контакты “на всякий случай”.
“Я экономист, закончила в этом году вуз. Прошла уже шесть собеседований, но всюду отказывают. У меня уже руки опускаются, полная апатия по поиску работы. Можете дать рекомендации как не потерять веру в себя, в свои силы, в возможность найти работу по специальности? Как-то не хочется мне после стольких лет учебы идти работать, как некоторые мои одногруппники, кассиром в магазин”.
— Если вас зовут на собеседования — это хороший знак, значит, вы интересны работодателю. Необходимо проанализировать, что идёт не так на этапе собеседования.
Возможные причины отказов и как правильно поступить:
— внешний вид: деловой стиль одежды, умеренный макияж, строгая причёска;
— поведение во время интервью: готовим ответы на стандартные вопросы рекрутера заранее. Самые типичные: “Расскажите о себе”, “Почему интересна профессия”, “Почему хотите работать у нас”, “Какими навыками обладаете для выполнения работы”, “Что знаете о компании”, “Сильные и слабые стороны”. Задавайте интересующие вопросы про задачи, цели должности, ожидания от кандидата, социальную политику компании и др., таким образом вы показываете заинтересованность и желание освоить все навыки;
— выполнение тестовых заданий: важен приемлемый уровень качества.
Обязательно задайте вопрос в конце собеседования о своих шансах на трудоустройство, что понравилось, а что следует исправить, почитать, изучить и т. п. Это поможет вам устранить те причины, из-за которых следует отказ.
Не потерять веру в себя и свои силы — это главная задача соискателя. Иногда даже опытные сотрудники долгий период времени не могут найти работу, а вы только начинаете свой путь. Помните: поиск работы — это тоже работа.
Основные рекомендации:
— максимально чётко сформировать цель. В менеджменте есть такое понятие, как SMART–цель. Она должна быть Specific (конкретной), Measurable (измеримой), Achievable (достижимой), Relevant (реалистичная), Time-bound (ограниченной во времени).
В идеале ваша цель должна быть сформирована по этому принципу: должность (желательно 1-2 варианта, например, экономист, экономист-бухгалтер), характеристики компании (можно составить список идеальных работодателей), функционал (что умею и чем интересно заниматься), дата первого рабочего дня;
— задействуйте все каналы поиска работы: работные сайты, ярмарки вакансий, стажировки и практики, знакомых, социальные сети, карьерные сайты компаний, кадровые агентства и т.п.;
— начинайте утро с аутотренинга, который будет заряжать вас энергией, позитивом, верой в себя — 5 простых предложений в позитивном формате, например, “У меня хорошее образование, с ним я легко найду работу по душе…”. Как ни странно, это работает, позволяет выглядеть уверенной в своих силах.
Ищите новую работу — воспользуйтесь сервисом Клопс.Работа.