В последние годы Китай стал одним из популярных направлений эмиграции россиян. Выбирают его в качестве места для учебы или работы. На популярных сайтах объявлений найдётся не одна сотня свежих вакансий в Поднебесной. Чаще всего ищут учителей английского языка.
"Клопс" выяснил, как живут вдали от дома калининградцы, как почувствовать себя знаменитостью, что такое китайская сиеста и зачем местные жители пьют кипяток.
Учитель английского
Калининградец Роман Швец поселился в центральной части Китая — Пиндиншане в провинции Хэнань в начале августа. В Калининграде он играл в КВН, писал сценарии и вёл мероприятия. В Китае работает учителем английского в тренинг-центре — преподаёт язык детям. Говорит, что идея уехать появилась совершенно случайно: просматривал объявления о работе и наткнулся на вакансию.
"У всех, наверное, перед сном периодически возникают мысли что-то поменять в своей жизни. Так и у меня произошло. Понял, что ничего не держит, и отправился в Китай на год", — рассказывает Роман.
Учитель-иностранец зарабатывает около 100 000 рублей в месяц, педагогам из англоговорящей страны платят в полтора-два раза больше. Многие трудятся нелегально, потому что получить рабочую визу крайне сложно.
"Кроме того, официально преподавать английский в КНР могут лишь носители языка, поэтому большинство ребят из России не парятся, рискуют и делают себе бизнес-визу, по которой работать нельзя, но оформить её легче. Если поймает полиция, это грозит штрафом с последующей депортацией, но, видимо, россиян этим не испугаешь, и агентств по трудоустройству в Китае очень много. Они помогают оформить все документы легко и быстро", — уточняет молодой человек.
Часто внешность становится важнее, чем опыт работы. Иметь в своём языковом центре преподавателя-европейца престижно.
"Китайцы пялятся, не стесняясь. Дети показывают пальцем и иногда даже фоткаются. Видимо, до сих пор в новинку им европейцы. К этому непросто привыкнуть", — рассказывает Рома.
Преподаёт молодой человек пять дней в неделю, выходные в четверг и пятницу. Рабочая смена — с 9:00 до 19:30 с перерывом на обед с 12:00 до 15:30. Живёт Роман в пяти минутах ходьбы от работы. Квартиру ему предоставил работодатель.
— Мое имя им непросто выговорить, делают ударение на первый слог и "р" на английский манер произносят. Получается что-то вроде Уоман. Чтобы китайским детям было проще общаться с иностранцами, они выбирают себе европейское или американское имя. Я здесь ощущаю себя очень уважаемым гастарбайтером. В коллективе относятся очень хорошо. Помогают, спрашивают. Если приболел — лечат, что-то непонятно — объяснят. Правда, у китайцев есть особенность: делать всё в последний момент, всегда улыбаться и не говорить что-то неприятное в лицо, если только совсем не приспичит. Поэтому плохие новости я узнаю последний, и то если они касаются меня. Периодически обедаем и ужинаем вместе. Буквально вчера после работы пригласили на ужин. Наготовили куриных лапок. Есть я эту экзотику не стал, но пообщались здорово!
Большинство китайцев английский знают плохо. Сам Роман только начал учить китайский, поэтому иногда приходится объясняться жестами.
— Периодически возникает проблема с идентификацией продуктов в магазинах. Питаюсь пока в кафе. Здесь это дёшево, около 500 рублей в день выходит. Китайцы любят острую еду, добавляют много специй. Овощи сырыми не едят, их либо жарят, либо варят — например, греческий салат тут не поешь. Хлеб, сыр, молоко, шоколад, молотый кофе — это продукты, по которым я скучаю, потому что тут это всё дорого, невкусно и не популярно. Самые распространённые блюда — это, конечно, рис и лапша. Рисовые пирожки, каши и супы с рисом, просто рис. Лапшу едят каждый день как основное блюдо и как дополнительное. Например, придя в кафе компанией, вы заказываете большое блюдо на всех (целую рыбу или тушёную картошку с мясом), а после подают лапшу, которую принято обмакивать в остатках первого блюда. Потом вам приносят запить — кипяток (говорят, что это полезно). Редко видел такое, чтобы в компании каждый заказывал себе отдельную порцию. Чаще едят из одной общей тарелки.
По словам Романа, прочно засевший в головах образ постоянно работающего китайца — не более чем стереотип. Жители КНР могут и любят отдыхать. В середине дня у них есть как минимум двухчасовой перерыв на сон.
“Китайцы в это время просто спят. Какая-то китайская сиеста. Причем спят кто где ляжет. Хоть в парках на лавочках. А ещё здесь практически не пользуются наличкой, что очень удобно. Даже на улице у бабушки, продающей какие-то фрукты-овощи, можно расплатиться с помощью телефона через QR-код”, — говорит Роман.
Музыкант из This is Magic band
Калининградка Виктория Костылева приехала в Китай вместе со своей группой в июне 2018 года. В Калининграде их коллектив был известен как JBand, но перед отправлением в Китай название решили изменить на более простое и понятное — This is Magic band. Живут и работают ребята в Чэнду — столице провинции Сычуань.
— В первые месяцы приводило в восторг буквально всё: дома, цены, отношение, простота в поведении. Например, китайцы в домашней пижаме смело выгуливают собак, а девушки могут прийти в супермаркет в тканевой маске для лица или пойти получать посылку под дождём в пушистых тапочках. Этот список можно продолжать бесконечно, эта страна прелестна.
Территории жилых комплексов закрыты, охраняются, в центре так называемого гардена расположены сад, открытые бассейны, супермаркеты, магазины и ресторанчики. На территории такого комплекса обязательно имеются несколько отделений почты. По словам Виктории, китайцы делают заказы на сайте taobao, АliExpress среди местного населения такой популярностью не пользуется.
“В домах не меньше 30 этажей, я живу на последнем, 34-м, и имею свободный доступ на крышу. Снимает нам квартиру наш работодатель. В таком жилом комплексе аренда трёхкомнатной обходится примерно 20 тысяч рублей, но есть одно но — в квартирах нет унитазов: привычного сидения он не имеет и вмонтирован в пол — считается, что это полезнее. Китайцы являются приверженцами естественности — они спокойно высмаркиваются, отрыгивают на улице — к этому очень сложно привыкнуть”, — рассказывает Виктория.
И Роман, и Виктория признаются: иногда в Китае, чтобы зарабатывать, достаточно просто иметь европейскую внешность.
“Есть даже такой вид заработка — ты приходишь в клуб, находишься там с десяти вечера до двух часов ночи, отдыхаешь. За это тебе заплатят примерно две тысячи рублей”, — говорит девушка.
По данным “Фонтанки”, мода на изучение английского языка в Китае началась около семи-восьми лет назад. Если сначала существовала возможность устроиться в школу вполне легально, то потом Китай начал закрываться от иностранцев и получить рабочую визу стало сложно, а в 2016 году ужесточились правила приёма на работу учителей английского. Теперь преподавать может только носитель языка — гражданин США, Канады, Великобритании, Ирландии, ЮАР, Новой Зеландии, самые привлекательные условия для восточноевропейцев, однако и стоят эти специалисты намного дороже. Чтобы сэкономить агентства активно везут педагогов из России, Украины и Белоруссии. Схема проста: учебное заведение платит иностранцу 15-20 тысяч юаней в месяц, на руки учитель получает в среднем 9 тысяч юаней (1300 долларов), остальное достаётся агентству-посреднику.