13:32

Как не провалить собеседование и найти работу мечты: ответы на вопросы читателей "Клопс"

  1. Статьи
Как не провалить собеседование и найти работу мечты: ответы на вопросы читателей "Клопс" - Новости Калининграда | Архив "Клопс"
Архив "Клопс"

Как устроиться в хорошую компанию и чем привлечь работодателя, составляя резюме, получать бонусы — на вопросы пользователей паблика "Клопс" "ВКонтакте" ответила руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова.

— Несколько раз на собеседовании мне задавали вопрос: как вы представляете себя и своё положение через пять (десять) лет? И каждый раз я теряюсь, что ответить. Я хорошо могу распланировать свой следующий месяц и прекрасно знаю, к какому результату стремиться. И как правило, добиваюсь его. Но цифры в пять-десять лет меня пугают. Как правильно отвечать на этот вопрос?

— Чтобы грамотно ответить на этот вопрос, важно понять мотивы работодателя. Рекрутер, задавая этот вопрос, чаще всего хочет понять ряд моментов.

Ваши карьерные ожидания. Лучший вариант ответа на этот вопрос — обозначить свою карьерную траекторию. Например: "Сейчас я претендую на позицию менеджера по персоналу, но через десять лет вижу себя HR-директором или HRBP. Я понимаю, что для достижения этой цели мне понадобятся компетенции в области рекрутинга, обучения и развития персонала, хорошее знание трудового законодательства и аналитики, управленческие навыки и т.п. На предлагаемой вами позиции я смогу развить компетенции в области рекрутинга и кадрового делопроизводства, а в дальнейшем планирую осваивать новые сферы в области HR". 

Соответствие возможностей компании и ваших карьерных ожиданий. В крупных организациях уже на старте зачастую формируется план индивидуального профессионального развития сотрудника, поэтому ваш ответ должен базироваться на основных ценностях компании. Если у неё есть фокус на развитие сотрудников и вы нацелены на рост, то ваши желания и возможности работодателя совпадают.

Вашу мотивацию. Вы должны показать реальную заинтересованность в развитии в конкретной компании, поэтому ответ "Через десять лет я хочу создать собственный бизнес" — не лучший выбор. 

Вашу адекватность. Если вы начинающий специалист, а через десять лет видите себя топ-менеджером крупной компании, то, вероятнее всего, работодатель сочтёт такой ответ несерьёзным. 

— Я больше года не работала — отдыхала, отсыпалась, читала, смотрела фильмы. Месяц назад попались пара вакансий, которые мне понравились. Однако на собеседовании я не смогла внятно объяснить, почему не работала столько времени. Думаю, что именно из-за этого мне отказали. Как лучше объяснять долгий перерыв без уважительных причин?

— Давайте сначала разберёмся, почему для работодателя это важно. Отсутствие опыта работы в течение такого длительного времени он воспринимает как потерю профессиональных компетенций. Особенно если речь идёт о тех отраслях, где рынок стремительно развивается, появляются новые технологии, активно меняются бизнес-процессы. Сейчас рынок труда переживает активную трансформацию — одни профессии появляются, другие умирают. Skill set, необходимый для той или иной специальности, постоянно меняется. Поэтому важно убедить работодателя в том, что все необходимые компетенции у вас сохранились. Да, вы не работали, но регулярно читали профессиональные статьи, мониторили изменения в вашей профессиональной среде, вы в курсе всех трендов. 

Можно предложить пройти профессиональный тест, который покажет ваше соответствие вакансии, пройти стажировку, выполнить какой-нибудь проект, чтобы подтвердить уровень вашего профессионализма. Ещё один вариант — пройти короткие дистанционные курсы по вашему профилю, т.е. добрать знания, которых, возможно, недостаточно сейчас. Это продемонстрирует потенциальному работодателю уровень вашей мотивации. 

— Хочу попробовать себя в новой профессии, но опыта работы у меня нет. Как правильно на собеседовании ответить на вопрос о смене специальности?

— Главные аспекты верного ответа:

  • 1. Мотивация: почему хотите получить эту работу;
  • 2. Какие перспективы развития видите для себя в этой сфере;
  • 3. Какие знания, умения, навыки уже есть для выполнения работы, пусть даже теоретические;
  • 4. На что вы готовы пойти, чтобы овладеть новой профессией.

Ответы на эти вопросы помогут убедить работодателя в серьёзности ваших намерений. 

Сегодня большинство работодателей нормально относится к тому, что кандидаты порой кардинально меняют профессию. Времена, когда сотрудники уходили на пенсию с первого места работы, ушли в прошлое. В диалоге необходимо правильно расставить приоритеты: вы готовы учиться, осваивать новое, вам нужен шанс. Если вы очень заинтересованы в работе в определённой компании, можно предложить вариант стажировки. Да, возможно, она будет малооплачиваемой, зато взамен вы получите ценный опыт и сможете зарекомендовать себя уже как полноценного сотрудника. 

— Что я делаю не так при поиске работы? Мне 32 года. Общий стаж — 13 лет, шесть проработала в банке менеджером по работе с клиентами. За пять месяцев позвали только на четыре собеседования. В двух банках не взяли, сказали, что обязательно уйду в декрет, хотя не планирую. Вижу, что резюме моё просматривают, но никто из работодателей не откликается.

— Для полноценного ответа на вопрос необходима расширенная консультация карьерного консультанта. Подобная опция есть на hh.ru, но вы можете подобрать и любого другого эксперта, получить консультацию по Skype, главное — читайте отзывы, чтобы не ошибиться в выборе. 

Если попытаться разобраться в вашей проблеме, можно выделить основные возможные пробелы при поиске работы.

— "Непродающее" резюме — размытое описание функционала, отсутствие прописанных оцифрованных результатов и достижений на предыдущем месте работы, нехватка необходимых компетенций. Совет — критическим взглядом посмотрите на своё резюме, пройдитесь по резюме конкурентов со схожим функционалом на job-порталах.

— Неэффективная стратегия поиска. Возможно, вы откликаетесь на разные профили вакансий (золотое правило: для каждой позиции должен быть свой вариант резюме). Нет понимания, кто идеальный кандидат для конкретного работодателя: читайте требования в вакансиях, выявляйте потребности. Не используете многообразие каналов поиска: например, задействуете только работные сайты, хотя есть ещё карьерные страницы на сайтах компаний, социальные сети, друзья и знакомые, прямое обращение к работодателю через HR-отдел и т.п. Не откликаетесь на вакансии, а ждёте, пока работодатель сам выйдет на связь — проявляйте инициативу. 

— Неэффективное поведение во время интервью — неумение чётко, структурировано и убедительно отвечать на вопросы. Тут рецепт один — тренировка до интервью, "мозговой штурм" по типичным вопросам на собеседованиях. 

— Сокращение рынка вакансий в банковской сфере, т.е. большой конкурс на получение рабочего места.

Как не провалить собеседование и найти работу мечты: ответы на вопросы читателей "Клопс" - Новости Калининграда | Архив "Клопс"
Архив "Клопс"

Проанализировав и проработав возможные причины неуспеха, можно существенно увеличить свои шансы на получение заветного предложения о работе.

Что касается вопроса про декретный отпуск, необходимо убедить рекрутера в том, что в данный момент вы настроены на развитие карьеры, а также обладаете чувством ответственности и гарантируете работу в течение одного-полутора лет. Нужно быть готовой к тому, что придётся отвечать на вопрос о своей личной жизни. 

— По каким критериям сотрудники по подбору персонала откликаются на то или иное резюме на портале НН и по каким следует отказ?

— Единых критериев для рекрутеров нет, всё зависит от принципов работы той или иной компании, а иногда и конкретного HR-специалиста. Более того, у каждой компании есть свои этапы взаимодействия с соискателями в процессе рекрутинга, свои инструменты. 

Можно сформулировать общие правила, соблюдение которых повысит шансы на просмотр резюме.

1. Соответствие резюме условиям из вакансии (опыт, уровень образования, ключевые компетенции и т.п.).

2. Соблюдение условий из вакансии (ответ на вопрос, прикреплённое тестовое задание, портфолио и т.п.).

3. Соответствие ключевых слов в резюме ключевым навыкам по специфике позиции.

4. Размещение корректно заполненного резюме в правильной профобласти с названием желаемой должности. Для каждой позиции должно быть одно резюме, то есть нельзя назвать его "Менеджер по маркетингу, PR-специалист, менеджер по рекламе" — это должны быть три разных резюме. 

5. Отклики в правильное время: в рабочие дни с 9:00–10:00 или 15:00–16:00 по местному времени. В среднем на просмотр одного резюме опытный рекрутер тратит две-три секунды, поэтому важно, чтобы в вашем резюме была структура и ключевые слова. В день на одну типичную вакансию в среднем приходит 70–100 откликов, а на топовые предложения о работе — от 500 до 1500 откликов. 

6. Убедительное сопроводительное письмо, отвечающее на вопрос, почему именно вы идеальный кандидат на позицию и чем привлекательна работа в конкретной компании. Никакой "воды" и шаблонных фраз быть не должно.

— По профессии я инженер. Хочу устроиться в нормальную компанию с хорошими бонусами. Как заинтересовать непосредственно работодателя и пройти барьер первого отбора резюме сотрудниками HR?

— Для получения работы в крупной компании необходимо:

1. На 100% соответствовать требованиям вакансии: мониторьте требования в интересующих вас вакансиях на рынке, не ограничивайтесь только одним регионом, изучайте столичный рынок — там требования выше, но соответствие им повышает ваши шансы на трудоустройство на региональном рынке труда, "крадите" хорошие формулировки, как художник;

2. Быть в чём-то лучше, чем 499 других кандидатов, откликнувшихся на вакансию, а это грамотно составленное резюме с прописанным опытом работы (разделяем функционал и достижения), ключевыми навыками, сильными личными качествами и убедительное сопроводительное письмо;

3. Расширять каналы поиска работы: откликайтесь на вакансии на работных сайтах, ищите вакансии на сайтах интересных вам компаний, выходите напрямую на работодателя и т.п.; сегодня ценится проактивность, поэтому не ждите, пока компания мечты выйдет на вас, ищите и "продавайте" себя сами;

4. Соответствовать ценностям и корпоративной культуре компании. 

— Я нахожусь в декретном отпуске. Больше года отработала на удалёнке в фирме, которой руководили мои давние знакомые. Сейчас организация по ряду причин закрылась. Работать фрилансером мне нравится. Хочу продолжить. Как выбрать фирму, которая не кинет с зарплатой. Можно как-то проверить надёжность будущего работодателя?

— Надёжность работодателя можно проверить несколькими способами: посмотреть отзывы и рейтинг компании на фриланс-сайтах, почитать отзывы сотрудников в интернете. Правда, с отзывами ситуация неоднозначна — сотрудники редко оставляют благодарные отзывы о работодателе, а если работники в гневе… 

Обращайте внимание на юридические аспекты оформления трудовых отношений: всегда заключайте трудовой договор или договор оказания услуг. В нём обязательно должны быть прописаны обязанности сторон, сроки и объёмы выполнения работ, схема и размер оплаты (30% на 70%, 100% постоплата и т.п.), а также порядок расторжения договора в срочном порядке.

Для оказания услуг, скорее всего, вам придётся оформить ИП или зарегистрироваться в качестве самозанятого гражданина — это позволит привлечь серьёзных работодателей.