Администрация Калининграда ожидает прибытия нового вида общественного транспорта — электробуса. Первоначально он должен был приехать в апреле, но задержался из-за организационных вопросов. "Клопс" расскажет об особенностях электробуса и о том, заменит ли он другие виды транспорта.
1. Что такое электробус?
Электробус — это вид общественного транспорта, который работает на электрической тяге и за счёт встроенной батареи. Впервые этот транспорт запустили в начале XX века в Англии. С развитием дизельных двигателей от электробусов отказались из-за низкой эффективности батарей. Интерес к этим машинам в России появился в конце 2000-х. Транспорт оснастили литий-ионными аккумуляторами.
Есть и другая разновидность этого транспорта — с динамической зарядкой. Часть маршрута он едет под контактной сетью и заряжается, затем — от аккумуляторов вне проводов. Внутри салонов работает дизельная печка для отопления. За смену расходуется топлива как на малолитражную машину.
Сегодня российские предприятия предлагают несколько моделей электробусов: ЛиАЗ, "Волгабас" и "Нефаз". Кроме того, есть машины и в Белоруссии.
2. Чем электробус выигрывает у автобуса?
Общее количество выбросов в окружающую среду по сравнению с обычным автобусом значительно меньше. Кроме того, современный транспорт наряду с системами климат-контроля имеет USB-разъёмы для зарядки мобильных устройств, а также модуль для Wi-Fi.
3. Чем лучше троллейбуса?
Электробус более манёвренный и мобильный, так как нет жёсткой привязки к контактной сети. Это позволяет без ущерба в расписании объезжать пробки, ДТП и избегать простоя из-за аварий на подстанциях. Если власти решат заменить троллейбусы, это позволит демонтировать часть проводов и опор.
4. Сколько они стоят?
Средняя стоимость одного электробуса российского производства — 33–37 миллионов рублей. Он дороже троллейбуса на 30–40%, автобуса — более чем в два раза. Затраты на обслуживание за километр пробега у многих предприятий разные: всё зависит от конкретной модели.
Ранее руководитель дептранса Москвы Максим Ликсутов в интервью СМИ говорил, что электробус дешевле троллейбуса почти на 10%, но в пятнадцатилетнем цикле. По его словам, в цену троллейбуса корректно считать и стоимость машины, и сервис, и затраты, которые вкладываются в содержание контактной сети.
Электробус должен отработать две смены без подзарядки. Любая дополнительная задержка на конечных станциях потребует увеличения затрат как на количество машин на линии, так и для фонда заработной платы персонала.
5. В Калининграде электробусы заменят троллейбусы и автобусы или будут отдельным транспортом?
В "Калининград-ГорТрансе" ранее говорили о том, что новый транспорт пустят на линии вместо троллейбусов. Пока предприятие испытывает дефицит электротранспорта и про замену чего-либо говорить рано. В прошлом году в городе закрыли маршрут №6, в целом 60% троллейбусов не соответствует современным требованиям. Списанию подлежат ещё 27 единиц.
Первый городской электробус планируют пустить на самый загруженный городской маршрут. Не исключено, что этот рейс будет автобусным.
6. Когда в Калининград приедут электробусы?
Новая дата прибытия первой пробной модели пока неизвестна. Возникли сложности, говорит директор "Калининград-ГорТранса" Анатолий Мухомор.
"Мы ожидаем его, но человек, который занимался отправкой, заболел. Обещали в апреле, но он не выехал. Поскольку мы ничего не платим за его эксплуатацию, ждём, когда решатся все вопросы у поставщика", — отметил Мухомор.
По его словам, волгоградский транспорт — наиболее оптимальный на сегодняшний день из-за своих характеристик: заявленный запас хода без подзарядки составляет 240 км пути. Как показал опыт Санкт-Петербурга, фактически — 140 км.
"Это нас не устраивает, так как в две смены транспорт работать не сможет, а цикл зарядки занимает пять часов. Нужно выполнить технические доработки, поработать над программным обеспечением. Мы следим за коллегами", — пояснил глава "ГорТранса".
Ранее с предложениями выходили и белорусские производители. Одно из преимуществ их троллейбуса — наличие автономного хода.