16:39

Задолго до хомлинов: какие мифические существа обитали в древности на территории Калининградской области

  1. Статьи
Архив "Клопс"

Скандал вокруг калининградских хомлинов натолкнул на мысль вспомнить, какие домовые и другие мифологические существа обитали на территории Калининградской области до 1945 года.

На эту тему я попытался поговорить с пятью калининградскими археологами, но они поняли, почему я заинтересовался барздуками и всякой другой прусской нечистью именно сейчас. Четверо поначалу заявили, что не хотят иметь к истории с РПЦ и хомлинами никакого отношения. Потому что "всё это глупость". Пятый выдал такую информацию: металлических калининградских хомлинов "заказали" гипсовые польские садовые гномы. Недаром неформальным символом Вроцлава является гном...

Однако кое-что калининградские археологи по старой дружбе всё-таки рассказали. 

В головах и душах

Головы и души древних пруссов были населены великим множеством неких подобий наших отечественных домовых, водяных, русалок, леших и так далее. Обо всём этом рассказывают письменные источники, дошедшие до наших дней. Например, монах Пётр из Дуйсбурга писал в середине XIV века в своих хрониках Тевтонского ордена, что пруссы "всю природу почитали вместо Бога, а именно солнце, луну и звёзды, гром, птиц, а также четвероногих вплоть до жабы. Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не смели в них рубить деревья, или пахать, или ловить рыбу". Помимо всего этого, прусский мир населяло великое множество мифологических существ и умерших предков. Например, барздуки — существа из "семейства гномовых". Важная деталь: барздуки не только жители страны пруссов. Их до сих пор можно встретить и в литовской мифологии. Это такие маленькие человечки. Они похожи на гномов, но не гномы, хотя общего очень много. барздуки живут под землёй. В корнях деревьев они держат хлеб и пиво, которыми и питаются. Селиться предпочитают под кустами бузины. Жуткие шалуны. Могут и по дому помочь, а могут и сети запутать, и мусор рассыпать. Это уже как хозяин дома с ними договорится. 

Иллюстрация книги Гинтараса Береснявичюса

Для древнего прусса барздуки были абсолютной реальностью. Поэтому два раза в год нормальный прусс устраивал этим подобиям гномов самый настоящий пир. В, простите, гумно (сарай, в котором хранили сжатый хлеб) вечером вносили столы с яствами, обязательно с блюдами из мяса и хлеба. После этого люди уходили, тщательно заперев за собой двери сарая — по понятным причинам барздуки старались не попадаться людям на глаза. Утром начиналась главная часть ритуала. Открыв двери сарая, хозяин смотрел, что и как из предложенных им угощений скушали барздуки. Это было крайне важно: от того, сколько слопали прусско-литовские гномы, зависели виды на урожай, а также то, как будет плодиться домашний скот.

Барздуки могли поссориться или подружиться не только с хозяином дома, но и с домашним скотом. Например, не давали лошади по ночам покоя — щипали, дёргали за уши, путали гриву. Поэтому хозяину дома с барздуками надо было договариваться, давать им еду. Барздуки, в свою очередь, служили богу плодородия.

Священный топор и война с дубами

Представьте, как непроста была жизнь древних пруссов — десятки богов и чертей, а также десятки мифологических существ. И каждому жертву принеси, и каждый чего-то от тебя хочет. Более того, у прусских богов было ещё и своё потомство. Например, дочери бога ясного неба Дейваса. Если принести соответствующие жертвы, они помогали девушкам найти хорошего жениха, следили, чтобы свадебка прошла как положено, чтобы роды не были тяжёлыми. 

А ещё в древней Пруссии жили волки-оборотни — некое подобие нашего Кощея, у которого на голове росли рога. Каждый шаг прусса определялся великим множеством знаков, которые посылались ему мифологическими существами. Иногда эти знаки были непонятны, и тогда вопрос решался с помощью жребия, даже если нужно было выяснить, наступать или отступать в битве. Весь реальный мир древнего прусса был пропитан потусторонним. 

В этом мире Преголя была не просто рекой. Каждый прусский ребёнок знал, что она течёт из мира живых в мир мёртвых. Отдельного рассказа заслуживает история с прусскими священными дубами. Она показывает, как столкновение двух религий может изменить ландшафт. Тевтонский орден, у которого с суевериями и предрассудками тоже всё было в порядке, дубы вырубал. Взять, например, населённый пункт Хайлигенбайль, сегодня это Мамоново. В переводе с немецкого Хайлигенбайль — священный боевой топор. По одной из легенд, здесь рос священный прусский дуб. Его несколько раз пытались срубить, но то топор отрикошетит и травмирует палача, то опытный воин с секирой вдруг промажет мимо ствола и попадёт себе по ноге. В конце концов дуб срубили. Когда дерево упало, из земли вокруг ствола потекла кровь. Много крови. Это была кровь принесённых в жертву прусским богам.

Как ни странно, но Тевтонский орден к прусским священным дубам, за редким исключением, относился спокойно. А вот когда в XVI веке Пруссия стала протестантским государством, священники объявили дубам настоящую войну. В первую очередь вырубались те деревья, которые мы сегодня называем тысячелетними.

Архив "Клопс"

Страшное слово "никогда"

А теперь самое, на мой взгляд, интересное в прусской мифологии. В 2006 году археолог Роман Широухов сделал потрясающий вывод. Все эти прусские барздуки, о которых так много написано, — это не те барздуки, которые жили в головах и душах древних пруссов. 

Дело в том, что эти существа дошли до нас благодаря описаниям, в основном сделанным в XVI веке. Полуграмотные люди записывали устные источники или переписывали уже известные письменные. В результате получился ещё тот исторический "испорченный телефон", и мы уже никогда не узнаем правду о полном мифических существ прусском мире.

В Восточной Пруссии языческим богам молились до XVI века, когда Пруссия уже давно была христианской. На этой земле продолжали обитать славные барздуки и всякая другая нечисть. Говорят, что в соседней Литве они до сих пор живут в корнях кустов бузины...

Наши, родные 

Эта ситуация не уникальна. В 1846 году в России была опубликована книга Владимира Даля "О поверьях, предрассудках и суевериях русского народа". Книга — убедительное доказательство того, что даже в XIX веке христианский Бог и славянская нечисть прекрасно уживались в головах и душах русских людей и прекрасно дополняли друг друга.

Вы знаете, кто такая русалка? Да, да, та самая, которая с хвостом? Владимир Даль об этом подробно пишет. На Украине это девочки, умершие без крещения, в некоторых северных российских городах — "это когда девка утонула, купаясь без креста". При этом северных русалок-водяв из-за их стервозного нрава называют просто — чертовками. 

А какие славные парни наши российские домовые! Правда, своенравные. Покрытые шёрсткой, они могут во сне гладить по лицу хозяина дома. Тогда всё будет хорошо. А могут и щипаться до синяков. Тогда готовься к беде. Домовой, в общем-то, действительно добрый парень. Даже в атеистическом коммунистическом Советском Союзе он таким и остался. Вспомните милый мультфильм про домовёнка Кузю. Кстати, надо бы его, мультфильм, скачать из интернета. Вдруг его запретят как отбрасывающего нас в тёмные времена славянского примитивного язычества, а мне он нравится.

Сегодня, в XXI веке, когда некоторые отправляют свои автомобили прямо в космос к Марсу, мы наконец-то можем понять, что суеверия наших предков — это не просто суеверия. Это часть нашей с вами культуры. Которая, вне всякого сомнения, достойна изучения. Если, конечно, не воспринимать их всерьёз…

О том, что происходит с мифами и легендами в современной Калининградской области, читайте здесь