Мария (имя изменено) четыре года работает кондуктором на калининградских городских автобусах. Освоить эту профессию бывшему повару и выпускнице санкт-петербургского института торговли пришлось из-за копеечной пенсии. Женщина рассказала "Клопс", почему она против формы и безналичного расчёта, и о том, от кого может защитить кондуктор.
Пять часов сна и полчаса на обед
Я пошла работать в автобус, так как моя пенсия — 10 500 рублей, а коммунальные платежи зимой — 8500. Как говорится, на пару тысяч живи и ни в чём себе не отказывай, это невозможно, сами понимаете. Получаю "бомжатскую" пенсию при стаже в 36 лет вредного и тяжёлого труда, так как 16 из него просто выбросили.
Конечно, я узнавала у Пенсионного фонда, почему так мало начислили. Они объяснили, что всё из-за небольшой страховой части пенсии. Я ходила в море поваром в длительные рейсы. "Рефтрасфлот" в 1988 году передал все суда под либерийский флаг, и в мой стаж вошли только те годы, когда мы ходили под российским флагом.
Я пыталась работать в торговле, меня пару раз обманули, ну и устроилась кондуктором. График — три через три, но два дня из них просят подменить те, кто заболел, у кого захворали дети. Кондукторов в городе не хватает. Домой прихожу в 23:00, ложусь спать в полночь, а в 4:15 опять вставать на новую смену. В неделю выходит один-два выходных.
Есть пятнадцатиминутки на перекус утром и вечером. Но чаще всего их съедают пробки.
Точно так же посменно трудятся и водители. У "оранжевых" ("ГорТранс" — прим. ред.) работают в две смены, а у нас не хватает кадров, откуда их брать — я не представляю.
О "частниках" и "оранжевых"
Я не пошла в "ГорТранс": государство сразу уберёт и доплату к пенсии, и индексацию, как только я устроюсь официально. У частника я каждый день получают наличку на руки. Тут проще морально, но тяжелее физически. Например, я сама ежедневно должна мыть автобус изнутри. Мы с водителем и заправляем автобус за свой счёт, и рулоны билетов покупаем. Чистыми в месяц выходит не больше 15 000 рублей. В "ГорТрансе", слышала, за любую жалобу штрафуют. У нас — максимум позвонит диспетчер и спросит, почему случился конфликт, напомнит, что с пассажирами лучше не связываться и не отвечать на хамство.
В городе есть "жирные" маршруты, они в основном у "оранжевых". Есть несколько таких и у частников, там работают самые хабалистые кондукторы, они ни за что не отдадут свой рейс другим. У нас за день ездит более полутора тысяч людей, из них 70 процентов — по различным льготам.
Опасная профессия
Возвращаться приходится поздно ночью, да и встаёшь на работу затемно. Добираюсь пешком, стараюсь ходить быстро и по освещённым улицам. Всякое бывает, недавно девушка бежала за автобусом, последний рейс был у нас. За ней гнались два парня, мы остановились, посадили её в салон, конечно.
Время от времени ведётся разговор, чтобы ввести для нас форму, но это же ужасно неудобно. Во-первых, дополнительные затраты, которые лягут на наши плечи. Во-вторых, форма будет быстро изнашиваться. У меня за один день могут порвать и сапоги, и сумочку для денег. Одежду через месяц можно уже выкидывать.
На дорогах неспокойно, могут подрезать. Недавно пьяный пассажир схватился за руль, водитель был вынужден экстренно тормозить, кондуктор ударилась головой о лобовое стекло. Сейчас она лежит в больнице с сотрясением мозга.
Почему автобусы ползут и не останавливаются по требованию
Бывает, стоишь в пробке, а пассажиры ломятся в салон, лютуют, что мы их не пускаем. Но мы поступаем так не из вредности. По городу расставлены камеры, и если мы посадим кого-то не на остановке, заплатим штраф 6000 рублей.
Почему едем медленно? Бывает, водитель не рассчитал время, а транспортный отдел мэрии обязывает быть на кольце точно по графику.
Почему кондукторам не нравится электронный билет
С первого июля введут электронный билет, нам выдадут валидаторы. Оформление станет официальным, зарплата будет приходить дважды в месяц на карту. Непонятно, какие аппараты выдадут. Если такие же, как на "ЗеленоградскТранс", это будет катастрофа. Они неудобные и для города не подойдут. У них же принцип работы, как у смартфонов, и они довольно быстро разряжаются. Где и как подпитывать, если время между рейсами — максимум десять минут?
Про обезьян и людей
Люди привыкли хамить, могут даже ударить. Молодёжь любит "тыкать" и рассказывать мне про мои обязанности. Они заходят в автобус, садятся, втыкают наушники и забываются в своих мобильниках. Когда просишь оплатить, говорят: "Подожди, это твоя работа — стоять и ждать".
Бывает, и совсем уж неприлично ведут себя — делают макияж, стригут ногти, расчёсываются, едят семечки и конфеты, бросая скорлупу и фантики на пол. Я называю это про себя "обезьяны в ассортименте". А вслух шучу: "Вы можете прийти на кольцо в 22:30 и помочь мне с уборкой. В ответ: "Да пошла ты" или "Сама уберёшь".
Я на работе подчёркнуто внимательна и вежлива, а когда пассажиры попадаются такие же — это очень приятно.