Эксперты рассказали, как действовать пользователям, которых обманули или ввели в заблуждение при покупке в интернет-магазине. Советы составило Роскачество совместно со специализирующейся на предотвращении кибератак Group-IB.
Если без вашего согласия со счёта списали деньги
В такой ситуации необходимо сообщить об этом в кредитную организацию и заблокировать карту. В течение суток вы также можете обратиться в ближайшее отделение банка с заявлением об отмене операции, совершённой без вашего согласия. По закону вам обязаны вернуть деньги. Также рекомендуется обратиться в полицию.
"Необходимо запомнить важное правило: оплачивать любые покупки в интернете необходимо только через проверенную платёжную систему. Также очень важно убедиться, что платёжная система на сайте является оригинальной (не поддельной копией). Далее необходимо сохранить информацию о факте оплаты (уведомление на почту, скриншот и иные способы)", — подчеркнул замруководителя Роскачества Илья Лоевский.
Если вам доставили некачественный товар
Эксперты советуют сфотографировать недостатки, не подписывать документы о приёмке покупки и связаться с продавцом или направить в его адрес официальную претензию заказным письмом с уведомлением. К ней необходимо приложить копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара. Если с вами не вышли на связь — обращайтесь в суд, приложив к иску квитанцию о направлении претензии, акт о недостатках и скриншоты с информацией о заказе и данными о продавце. Помните, что согласно ст. 131 ГПК РФ и Закону о защите прав потребителей покупатель может отказаться от сделки и потребовать вернуть деньги.
"Приобретайте товары только в официальных интернет-магазинах. Проверяйте даты создания сайтов, где вы планируете совершить покупку, и название в адресной строке. Не переходите по ссылкам в публикациях, посвящённых скидкам или лотереям. Всегда нелишним будет изучить пользовательское соглашение. В нём могут быть описаны такие условия, как порядок передачи товара покупателю, момент возникновения права собственности на товар и прочее", — отметил руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Андрей Бусаргин.
Однако если недостатки выявлены уже после подписания приёмки товара, необходимо убедиться, что гарантийный срок не истёк или не прошло два года со дня доставки. Затем Роскачество советует связаться с продавцом и попросить вернуть деньги. Также вы можете направить претензию, указав способ оплаты, выявленные недостатки и время, когда их обнаружили, и заявление об отказе от договора купли-продажи. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и вернуть деньги в течение десяти дней. В случае отказа обращайтесь в суд.
Если вам продали бракованный товар
В течение 15 дней покупатель вправе потребовать вернуть деньги или заменить товар на аналогичный. Если прошло больше двух недель, но гарантия ещё не закончилась, вы также можете отказаться от покупки. Однако в такой ситуации потребуется сделать экспертизу и доказать, что недостаток товара возник ещё до его получения. Продавец не имеет права требовать заплатить комиссию за возврат покупки. Также рекомендуется обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Ваша претензия может стать основанием для внеплановой проверки компании.
Если вам не доставили оплаченную покупку
Эксперты Роскачества советуют направить продавцу претензию с указанием даты заказа, способа оплаты, согласованную дату доставки, требование о выплате неустойки, возврате средств или передаче товара в удобный для вас день. При этом продавец обязан возместить все убытки. Если же вы столкнулись с мошенниками, необходимо обратиться в полицию.
Если же продавец не отказывается доставить товар, но постоянно переносит сроки, вы также можете направить письменную претензию с требованием вернуть деньги и выплатить неустойку.
Ранее предлагалось оплачивать интернет-покупки с помощью электронной почты. Как не попасться на уловки мошенников в интернете — в материале "Клопс".